Именно это произошло в эти дни с выходом в свет книги "Президент не должен был этого говорить…".
Она представляет собой итог свыше 60 встреч в Елисейском дворце, а также вне его стен между Франсуа Олландом и двумя журналистами столичной газеты Le Monde Фабрисом Ломмом и Жераром Давэ. Сотни часов расшифровки "непричесанных" высказываний заняли 670 страниц и вызвали шок в обществе.
Надо сказать, что и раньше Франсуа Олланд с удовольствием делился своими мыслями с избранными представителями СМИ (нынешний труд - седьмой по счету), но такого еще не было. Он, к примеру, поведал, что в свое время хотел переименовать партию, которую долгое время возглавлял и от которой баллотировался на пост главы государства. Вместо "социалистической" предпочел бы назвать ее "прогрессивной" или чем-то наподобие, но более нейтральным. Понятно, что эта деталь вызвала, по меньшей мере, сильное неудовольствие в рядах его сторонников, причисляющих себя к левому политическому спектру Франции.
Негодование на грани бунта спровоцировала фраза действующего президента о юстиции, которая, по его суждению, является "институтом трусости", где прокуроры строят из себя "добродетельных" и "не любят политиков".
После этого высшие чины французского судопроизводства и три главных профсоюза, объединяющих десятки тысяч профессионалов, заявили гневный протест, что заставило Олланда направить в их адрес письмо с извинениями. Однако судьи не успокоились, а председатель Кассационного суда республики Бертран Лувель заявил: достойно глубокого сожаления, что лицо с президентскими полномочиями, "создает в глазах французов столь позорный образ их юстиции".
А чего стоят слова о том, что "женщина в исламском платке сегодня будет Марианной завтра"? Правда, несколькими строками ниже он пояснил своим собеседникам, что, мол, это произойдет в том случае, если "будут созданы условия для ее развития", и она снимет платок, став француженкой, "пусть религиозной, но соответствующей идеалу". Фраза останется в памяти, а запомнится ли ее расшифровка?
Досталось в книге и национальной сборной по футболу. "Эти невоспитанные парни превратились в богатейших "звезд" без какой-либо подготовки… Они не ведают, что такое хорошо, что такое плохо…Что им требуется, так это "нарастить мозг", - поведал Олланд журналистам. Надо ли говорить, что после таких высказываний симпатий среди миллионов болельщиков у него не прибавится?
Что касается политических противников, то им были припасены особо нелицеприятные оценки. Ссылаясь на записки "ренегата", бывшего советника Николя Саркози Патрика Бюиссона, интервьюируемый говорит о "хамстве и цинизме" его предшественника в Елисейском дворце.
Поток откровений, зафиксированный в опусе, спровоцировал разброд и шатания в среде единомышленников Франсуа Олланда. Даже вернейший из верных, председатель Национального собрания Клод Бартолон упрекнул его. Мол, президенту, "хранителю священного огня", полагается быть "сдержанным в высказываниях". Такой же позиции придерживаются многие другие, и ими все больше овладевают сомнения насчет того, сможет ли Франсуа Олланд выступить в роли кандидата от социалистов на выборах 2017 года. На поверхность уже начинают всплывать имена тех, кто мог бы с более реальными шансами на успех представить Соцпартию. Среди них называют премьера Манюэля Вальса и - вы не поверите - Сеголен Руаяль, некогда сожительницу Олланда и нынешнюю министра экологии.