Эта крепость, основанная российскими первопроходцами в 19 веке, сегодня является американским национально-историческим парком. О его непростой судьбе рассказала Сара Свидлер, генеральный директор "Общества по сохранению Форта-Росс", в интервью международному изданию "Российской газеты" Russia Direct. Она обсудила настоящее и будущее исторического парка, а также поговорила о его влиянии на российско-американские отношения.
Форт-Росс - одна из самых значительных достопримечательностей Калифорнии, напоминающая об общем прошлом в истории русского и американского народов. Крепость была основана в 1812-м году Российско-американской компанией, первым акционерным обществом в России. Когда Фортом-Росс управляла компания, он был важным торговым пунктом, а также источником продовольствия для российских поселений на Аляске. В 1840-х годах форт был продан, перешел в частные руки и в начале XX века был приобретен штатом Калифорния, который занялся сохранением крепости.
Сегодня Форт-Росс играет важную роль в нормализации российско-американских отношений. Например, является площадкой для ежегодного форума "Диалог Форта-Росс", на котором собираются авторитетные эксперты - ученые, представители бизнеса, медиа и дипломатических кругов. Мероприятие организует некоммерческая организация "Общество по сохранению Форта-Росс" (Fort Ross Conservancy) при поддержке Института Кеннана, Ассоциации Государственных парков штата Калифорния. В этом году форум состоялся на площадке Стэндфордского университета 17 октября.
"Общество по сохранению Форта-Росс" было основано в 1973 году для того, чтобы совместно с Департаментом государственных парков штата Калифорния поддерживать историческую крепость. Свидлер начала работать в ней в качестве волонтера с 2002 года. Восемь лет спустя ее приняли в штат, и в 2010 году она стала директором "Общества". Изначально организация называлась "Ассоциацией по популяризации Форта-Росс”, однако в 2011 получила свое теперешнее название.
Какими были ваши первые впечатления от Форта-Росс?
Сара Свидлер: Я сразу почувствовала некую привязанность к этому месту. Оно сильно отличается от хорошо развитых и популярных достопримечательностей Восточного побережья. У нас спокойнее, есть время побродить, подумать, увидеть какой была крепость 200 лет назад. И хотя мне нравится наблюдать, как люди веселятся здесь во время фестивалей, я больше всего люблю тот момент, когда заканчивается туристический сезон, и в парк приходит покой и тишина.
Какое событие, организованное в Форте-Росс, запомнилось Вам больше всего?
Сара Свидлер: Я помню, как в первые годы моей работы стала свидетелем встречи двух женщин, которые последний раз виделись еще в Советском Союзе. Их трогательное случайное воссоединение произошло прямо на нашем летнем фестивале. Здорово, что они нашли друг друга здесь, на "второй родине" для многих русских.
Как вы считаете, почему сегодня важно поддерживать FRC?
Сара Свидлер: Деятельность нашего общества посвящена продвижению и охране Форта-Росс и парков Солт Поинта. У нас небольшой, но невероятно преданный и активный коллектив. Именно благодаря нам у Форта-Росс есть свой сайт, регулярно проходят мероприятия, издаются книги, проводятся экскурсии на двух языках. Мы привлекаем спонсоров, мои сотрудники пишут заявки на гранты, следят на работой книжного магазина и выполняют такое множество различных задач!
Департамент Государственных парков штата Калифорния, которому принадлежит территория, просто не в состоянии справиться с таким объемом работ в одиночку. Всем паркам в США необходимо такое тесное сотрудничество между государственными и некоммерческими структурами.
В какой степени Форт-Росс вовлечен в природоохранную деятельность? Занимается ли он спасением животных, растений и играет дополнительную роль как заповедник?
Сара Свидлер: Исторический комплекс - это всего лишь маленький участок парка. Форт-Росс простирается на 7 км вдоль девственного побережья, занимая площадь более 1335 гектаров приморской зоны и лесов секвойи от побережья до горных хребтов. Таким образом, природная составляющая превалирует и парк, конечно, является заповедником. Его прибрежные воды с 2015-го года находятся под защитой федеральных природоохранительных законов. Мы используем наше уникальное местоположение, чтобы говорить о бережном отношении к природе.
Некоторые особи млекопитающих (ушастые тюлени сивучи, калифорнийские морские львы и обыкновенные тюлени) возродили свою популяцию в Форте-Росс, тогда как знаменитый калифорнийский калан (морской бобр) так и не вернулся. "Общество по сохранению Форта-Росс" в рамках программы мониторинга за морскими млекопитающих ведет контроль над изменениями в их популяции. Впоследствии передаем информацию как ученым, так и широкой публике. Мы также курируем программу по морской экологии - это образовательный курс по природоохранной деятельности для учителей, школьников и их родителей, где Форт-Росс выступает своеобразным классом под открытым небом.
Какие взаимоотношения у Форта-Росс с правительством штата Калифорния?
Сара Свидлер: Департамент Государственных парков штата Калифорния отвечает за более чем 280 парков, и Форт-Росс лишь один из них. Конечно, департамент гордится своими парками и выполнял фантастическую работу, заботясь о крепости на протяжении нескольких десятилетий. Но в настоящий момент государственный бюджет не в состоянии удовлетворить все наши нужды. Я уверена, что они рады, что наша некоммерческая организация подключилась к работе, чтобы восполнить этот пробел.
Форт-Росс - государственный парк и он принадлежит жителям Калифорнии, поэтому я все же с нетерпением жду тех времен, когда ему будет уделено больше внимания, как это уже было в прошлом.
Как Вам удается поддерживать необходимый уровень финансирования?
Сара Свидлер: У нас есть несколько преданных спонсоров, и мы безмерно им благодарны. "Группа компаний Ренова" работает с нами уже пять лет, и это сотрудничество превзошло все наши самые смелые ожидания. Российские компании "Транснефть", "Совкомфлот" и американская корпорация "Шеврон" проспонсировали много интересных проектов, таких как "Фестиваль Урожая" и форум "Форт-Росс Диалог". У нас с ними похожее видение будущего нашего парка, и работать с ними - одно удовольствие.
С какими проблемами, помимо финансовых трудностей, вы сталкиваетесь?
Сара Свидлер: Форт-Росс является важной достопримечательностью для российских туристов и эмигрантов, "домом" для индейцев кашайя и занимает особое место в жизни коренного населения Аляски. Для каждого из этих народов существует своя история, связанная с парком.
Сделать так, чтобы голоса всех этих разных групп были заметны и услышаны, не так просто. Но в этом есть и положительный момент, потому что место, где всегда сосуществовали такие разные народы, несомненно нуждается в защите.
Может ли общее русско-американское наследие стать фактором для сближения России и США? Или все же наивно полагать, что общая история поможет сгладить напряженность, принимая во внимание, что политики всегда делают акцент на сегодняшней повестке дня, а не на прошлом?
Сара Свидлер: Я искренне убеждена в том, что Форт-Росс является территорией и платформой для сотрудничества. Наша общая история формирует современную рабочую повестку, а также напоминает о нашем мирном прошлом. Несомненно, что общая история создает почву для укрепления взаимоотношений между русскими и американцами.
В таком случае, что можно сделать, чтобы парк стал еще популярнее в наших странах?
Сара Свидлер: Для распространения информации о Форте-Росс необходимо время. Посещаемость парка выросла больше чем в 2 раза за последние несколько лет. Однако он далеко расположен от крупных городов, в этом есть свои плюсы и минусы.
До нас 2 часа езды от Сан-Франциско, некоторые туристы с удовольствием и азартом едут по петляющей автомагистрали SR1 (California State Route 1), но кто-то просто не отваживается на такое путешествие. Месторасположение и законы, защищающие береговую линию от построек, помогают сохранить в Форте-Росс его девственную природу, но вместе с тем лишают его бытовых удобств.
Форт-Росс - это бренд, который может и должен быть универсальным. Мы активно увеличиваем свое присутствие в виртуальном пространстве: посредством сайта, социальных сетей, фильмов, благодаря программам культурного обмена и т.д.
Исходя из вашего опыта, как много людей посещают Форт-Росс ежегодно?
Сара Свидлер: В этом году в нашем ежегодном летнем фестивале приняло участие около 300 волонтеров. В тот день парк посетило около 3-х тысяч человек - все места на парковке были заняты, и даже не хватало стаканов для пива. Не это ли главный показатель успеха? Мы считаем посещаемость по количеству машин, поэтому сложно назвать точные цифры. Но это как минимум 75 тыс. человек в год.
Какие еще фестивали и мероприятия вы проводите?
Сара Свидлер: "Общество по сохранению Форта-Росс" и Департамент Государственных парков штата Калифорния организуют тематические события каждый месяц. Круг тем разнообразен: природа, история, искусство. Мы проводим экологические акции, пленеры для художников, фестиваль морской капусты, День Индейцев Кашайя и День Коренного населения Аляски, Праздник Урожая и, конечно же, наш главный Фестиваль Форта-Росс в конце июля. В нем всегда участвуют музыкальные коллективы из России.
Меняется ли отношение американцев к России и русских к США после посещения вашего музея под открытым небом?
Сара Свидлер: Я уверена, что достаточно провести один день у нас, чтобы сердце каждого немного растаяло. Особенно, если вам повезет попасть на экскурсию к нашему двуязычному гиду Хэнку Бирнбауму.
Каким вам видится Форт-Росс через 10-20 лет?
Сара Свидлер: Форт-Росс нуждается в улучшенной инфраструктуре. Нам нужен новый и более интерактивный музей. Нужна кухня, способная вместить 100 человек, спальные места, чтобы посетители, в особенности, студенты, могли бы остаться в парке на несколько дней во время образовательных семинаров.
Все это в корне изменило бы динамику развития парка. Люди хотят приехать и остаться подольше, проснуться ранним утром от уникальных запахов и звуков Форта-Росс. Все это можно обеспечить в будущем, не нарушая атмосферную красоту парка.