25.10.2016 14:00
Общество

Проект "5-100" помог вузам РФ улучшить позиции в мировом рейтинге

Проект "5-100" помогает российским вузам расти
Текст:  Игорь Федоров
Российская газета - Спецвыпуск: Наука и технологии №246 (7114)
В опубликованный недавно мировой рейтинг университетов The World University Rankings 2016/17 вошли 15 российских вузов. Причем 11 из них впервые. В прошлом году наша страна была представлена лишь 13 вузами, но 9 из них на этот раз потеряли позиции в списке. Эксперты объясняют это изменением методологии анализа научных публикаций. Всего же мировой рейтинг по этой версии включает 980 вузов планеты - на 180 больше, чем годом раньше.
Читать на сайте RG.RU

Высшую строчку в списке среди российских вузов традиционно занял Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова, который находится на 188-м месте вместе с Абердинским университетом (Великобритания). На втором месте вполне предсказуемо Московский физико-технический институт (группа вузов с 301 по 350), а замыкает тройку российских лидеров Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО). Он в группе с 351 по 400. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), в прошлом году не вошедший в рейтинг, на этот раз оказался в группе с 401 по 500. Это четвертый результат среди российских университетов. Позитивное влияние на ситуацию с российскими вузами оказывает "Проект 5-100", считает редактор рейтинга Фил Бейти. Напомним, это программа, нацеленная на то, чтобы к 2020 году не менее пяти российских университетов вошли в топ-100 ведущих мировых центров высшего образования.

Ученые поставили под сомнение присуждение Нобелевской премии

- Реализовать амбициозные планы страны - катапультировать пять вузов в мировую топ-сотню - к 2020 году будет трудно, - считает Фил Бейти. - Вопрос в том, достаточно ли этой программы, как быстро идет реформа и достаточен ли объем финансирования.

"РГ" уже писала о том, что со старта проекта в вузах-участниках произошли масштабные изменения: созданы новые лаборатории, совместно с российскими и международными высокотехнологичными компаниями реализовано более 1000 научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. В партнерстве с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями разработаны и внедрены сотни новых образовательных программ, в том числе более 250 программ на иностранном, главным образом английском языке. Более чем в два раза увеличилось количество университетских научных журналов, индексируемых в базах данных Web of Science и SCOPUS. В большинстве вузов удвоилось число высокоцитируемых публикаций сотрудников.

Участники проекта целенаправленно усиливают те компоненты своей деятельности, которые влияют на результаты в рейтингах. В частности, растет публикационная активность, в том числе в высокорейтинговых журналах. Соответственно растут уровень цитируемости и узнаваемость в академической среде. Вузы привлекают к руководству научными коллективами всемирно известных ученых, включая нобелевских лауреатов. Растет число студентов и преподавателей из-за рубежа, количество программ академической мобильности, появляются новые вузы-партнеры. Под брендом проекта наши вузы участвуют в наиболее важных международных мероприятиях, что позволяет им развивать сотрудничество с ведущими зарубежными вузами. Проект "5-100" финансируется государством. Средства, выделяемые на проект, составляют от 5 до15 процентов от бюджета университетов. Вузы тратят их на проведение исследований, поддержку талантливых студентов и молодых ученых, привлечение перспективных молодых кадров, создание и поддержку университетских научных изданий, развитие языковых навыков сотрудников и обучающихся, проведение международных научных конференций.

Нужны ли регионам России базовые университеты

В университетах открывались новые подразделения, чаще всего лаборатории, которые возглавили ведущие зарубежные и российские ученые. В одном только МФТИ в 2014 году было поддержано создание 30 лабораторий, столько же в Новосибирском госуниверситете. В Самарском аэрокосмическом университете имени Королева за время реализации проекта удалось создать собственную производственную базу для создания космических аппаратов.

Еще одна из целей проекта - привлечение иностранных преподавателей, а также возвращение в Россию российских ученых, длительное время проработавших за рубежом. Это показатель интернационализации российского образования. Сейчас в наших вузах работает около 2000 иностранных преподавателей. Например, доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей, включая российских ученых, длительное время проработавших за рубежом, в Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ" сейчас составляет 14 процентов. В университетах - участниках проекта доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей с 2013 года увеличилась в 4 раза.

Кстати

Важный критерий успешности вуза - рост числа иностранных студентов. Если в 2012/2013 учебном году в наших вузах училось 171,4 тысячи иностранцев, то в прошлом уже 221,4 тысячи. Например, в той же Высшей школе экономики, участвующей в проекте, доля зарубежных студентов ежегодно возрастает в 1,5 раза и на сегодня их уже 7,5 процента от общего числа. В Томском политехническом университете почти каждый четвертый студент иностранец. В Российском университете дружбы народов сейчас обучаются студенты из 150 стран. Если говорить о популярных направлениях, то с большим отрывом лидируют медицинские специальности, на втором месте экономика и управление. С помощью ресурсов проекта вузы-участники надеются усилить рекрутинговую кампанию и довести долю иностранных студентов до мировых стандартов. Проектный офис "5-100" в 2016 году запустил сайт, нацеленный на привлечение иностранцев в российские вузы. Он рассчитан на зарубежных абитуриентов и их родителей. Впервые вся необходимая информация о возможностях учебы в ведущих вузах России доступна на одном ресурсе.

Образование