"Портал Морской порт" - это комплекс программных средств (КПС), основанный на принципе "единого окна". Программный продукт объединяет стивидоров, морских перевозчиков, государственные контрольные органы, позволяет транспортникам заносить в единую информационную систему сведения о судне и о товарах, а надзорным ведомствам обрабатывать эту информацию.
Внедрение КПС преследует благие цели - сокращение времени совершения операций с товарами в морском
пункте пропуска, сокращение финансовых затрат заинтересованных участников рынка, конечных потребителей импортируемых товаров. Однако в данный момент новшество, по словам предпринимателей, нуждается в доработке.
- Работа в рамках портала неоднократно обсуждалась на различных площадках, - делится информацией вице-президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Валерий Тарасов. - Представители морских перевозчиков высказывают одно и то же мнение: пока данная программа для перевозчиков - это обременение, требующее дополнительных трудозатрат.
Особенно обременительно работать с порталом представителям контейнерных линий. Им приходится вручную вносить в систему сведения о 400-500, а иногда даже о тысяче контейнеров. При этом переход в Калининград по морю из крупных портов Восточной Европы, Гданьска и Клайпеды, занимает четыре-шесть часов. Этого времени явно недостаточно, чтобы обновить данные в таможенной системе. Для сравнения, контейнеры из Роттердама в порт Санкт-Петербурга идут одни или двое суток. И даже такой срок, как отмечают игроки петербургского транспортного рынка, является слишком маленьким, чтобы экспедиторы, морские агенты и другие участники процесса успели обменяться сведениями и сверить информацию.
При этом обязанность предоставлять сведения на бумажных носителях с транспортников не снимается. Как пояснила исполняющая обязанности начальника таможенного поста "Морской порт Калининград имени Хазова" Елена Бормотова, при оформ-лении прибытия часто используются сопроводительные документы, которые нужны коллегам таможенников - службам, которые занимаются ветеринарным надзором, санитарно-карантинным и карантинным фитосанитарным контролем.
- Эти документы по действующему законодательству требуется обязательно предоставлять в бумажном виде в данные службы, иногда с отметками таможенных органов, - делится информацией Елена Бормотова. - По-этому сегодня проект электронного портала живет параллельно с бумажными процедурами.
Кроме того, морских перевозчиков, уже работающих в определенных языковых сегментах электронного обмена, смущает следующий факт. Электронный язык, с помощью которого общаются представители линий и судовладельцев, не сочетается с форматом, заложенным в базу морского портала. При этом морские агенты вынуждены заносить сведения в пять информационных систем разных государственных служб.
- Надеемся, что с выходом распоряжения правительства РФ мы увидим какие-то подвижки, потому что госорганы будут заинтересованы работать совместно, - продолжает Валерий Тарасов.
В свободном порту Владивосток предварительное информирование на морском транспорте с использованием КПС "Портал Морской порт" уже стало обязательным с 1 октября 2016 года. В портах Северо-Западного федерального органа таможенную информационную систему пока тестируют в пилотном режиме. В Калининградской области комплекс программных средств применяется на таможенном посту "Морской порт Калининград имени Хазова". Опытная эксплуатация стартовала осенью прошлого года. В электронном виде, по словам Елены Бормотовой, оформлено 337 судовых дел. Внедрение портала на двух других таможенных постах - в морских пунктах пропуска Балтийск и Светлый должно произойти в первом полугодии 2017 года.
В Балтийской таможне, к которой относятся морские ворота Большой порт Санкт-Петербург, "Портал Морской порт" начал функционировать в июле 2016 года. К концу сентября таможенники обработали с помощью программного продукта девять предварительных информаций о товарах и 184 пакета электронных документов и сведений о судне и грузах. 7 из 46 судоходных линий, осу-
ществляющих деятельность в петербургском порту, предоставляют предварительную информацию в КПС, сообщили в Северо-Западном таможенном управлении.
Участники внешнеэкономической деятельности в регионах СЗФО опасаются: если подача предварительной информации с помощью КПС "Портал Морской порт" станет обязательной и в портах Северо-Запада, на пересечение границы придется тратить еще больше человеко-часов. Стоимость морских перевозок увеличится, пострадают грузовладельцы и конечные потребители. Не исключен отток контейнерных грузов из российских портов в Прибалтику и Финляндию. В целом идея внедрения программного продукта, позволяющего упростить процедуру оформления судов и морских грузов, перевозчикам, разумеется, кажется привлекательной. Но действующую информационную систему необходимо дорабатывать с учетом замечаний бизнеса.
- Есть ощущение, что суще-ствующая модель электронного взаимодействия - это некая промежуточная стадия, которая должна в итоге во что-то вылиться, - рассуждает руководитель федерального Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина. - Вопрос в том, где же та оптимальная модель, которая оправдывает текущие дополнительные затраты участников ВЭД? Как мне кажется, было бы правильно, если бы в ФТС уточнили предпринимателям, что, к примеру, через три-четыре года их работа трансформируется в систему, которая позволит им получить какие-то плюсы.
По словам Елены Бормотовой, таможенное ведомство возлагает надежды на новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Этот документ, который сейчас согласовывают страны-участники ЕАЭС, должен вступить в силу в следующем году.
- Мы недавно принимали представителей Евразийской экономической комиссии, обсуждали с ними эти вопросы. И надеемся, что новый Таможенный кодекс создаст правовые основы для полного перехода на электронный вид взаимодей-ствия с другими нашими контролирующими органами, - подчеркивает Елена Бормотова.