После вступления в силу Лесного кодекса в 2007 году как грибы после дождя начали расти коммерческие компании при лесничествах. Главной целью таких фирм зачастую становилось извлечение прибыли от продажи так называемой неделовой древесины, получаемой при санитарных рубках или расчистке горельников, а отнюдь не ведение лесного хозяйства. У лесничеств же остались только функции контроля и учета лесного фонда - без права ведения хозяйственной деятельности. Как отмечают эксперты отрасли, со временем такие изменения привели к полному размыванию ответственности, в результате некогда богатые питомники оказались в запустении, возник дефицит семян, а места рубок на протяжении нескольких лет пустовали - новых деревьев никто не высаживал. Кризис усугубил кадровый голод: из лесничеств стали увольняться сотрудники, поскольку средняя зарплата руководителя пару лет назад едва достигала 15 тысяч рублей, а у рядовых и столько не набиралось.
Проанализировав ситуацию, в главном управлении лесами Челябинской области решились на эксперимент - внутреннюю реорганизацию лесничеств, которым вернули лесохозяйственные функции. Многочисленные "ооошки" за ненадобностью закрылись, а продажей неделовой древесины с апреля 2015 года вновь занялись лесничества. Итоги их внебюджетной деятельности на днях подвели в профильном управлении: только с начала 2016 года удалось заработать порядка 70 миллионов рублей, большая часть средств была направлена на лесохозяйственные работы, в том числе на восстановление лесов.
- Мы видим положительные результаты внутренней реорганизации лесничеств на Южном Урале, хотя в России сегодня это единственный регион, решившийся на изменения, - говорит начальник главного управления лесами Челябинской области Виктор Блинов. - Скажу откровенно, не все с нами согласны, к примеру, в департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу считают, что есть некоторые противоречия с законом. Мы уже получили соответствующее предписание.
Несмотря на то что корректировки лесного законодательства, которые произошли с вступлением в силу 27-ФЗ, позволили лесничествам вести заготовку древесины в рамках санитарных рубок и расчистки горельников, доказать правовую чистоту эксперимента на Южном Урале пока до конца не удается. В связи с чем местные лесники обратились в Рослесхоз с просьбой разрешить продолжить реорганизацию лесничеств в Челябинской области в качестве исключения, хотя бы еще на два года, чтобы была возможность в динамике оценить результаты изменений.
Отметим, что новации коснулись исключительно южных районов области, лежащих в лесостепной зоне, где участки не пользуются спросом у арендаторов-предпринимателей. К тому же в засушливые периоды именно южные районы в большей степени подвержены пожарам, после которых остаются гектары горелого леса, а он требует ухода.
- Своими нововведениями мы арендаторам лесных участков никак не мешаем, - говорит Виктор Блинов. - Лесничества ведут заготовку только неликвидной древесины. О высококачественных изделиях говорить не приходится, так как сырье берут в основном с горельников. Качество древесины низкое, поэтому и цены небольшие. Но у местного населения спрос на продукцию лесничеств есть, к примеру, нужно забор починить, беседку поставить или дровами на зиму запастись.
В Брединском лесничестве работу по заготовке неделовой древесины поставили на поток: в его ведении находится свыше 55 тысяч гектаров леса Брединского и Кизильского районов - есть, где развернуться.
- Наладили переработку, производим пиломатериалы из разных сортов дерева - есть и береза, и сосна, - рассказывает руководитель Брединского лесничества Виктор Крутов. - На дрова заготавливать древесину невыгодно, разве что местные хозяйства берут в больших объемах.
По его словам, большую часть заработанных таким образом внебюджетных средств направляют на лесохозяйственные работы, восстановление леса, а также на приобретение оборудования, ремонт заброшенных цехов, расположенных при лесничествах. В этом году купили новый оцилиндровочный станок, дисковый плуг, подлатали старую технику, в общем, технически перевооружились. В планах - наладить в лесничестве глубокую переработку древесины, чтобы начать создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Часть заработанных от продажи древесины денег направили на восстановление питомников, где организовали необходимый уход и полив саженцев. В Челябинской области лесопосадочного материала всегда было в избытке, пока в начале 2015 года лесничества не столкнулись с дефицитом семян - не хватало порядка 3-4 миллионов. Сегодня на внебюджетные средства полностью отремонтированы лесопитомники региона, обновлены посадки сосны и березы.
Средства, полученные от продаж древесины в лесничествах, помогли также восстановить пожарно-химические лесные станции в районах, снабдить их техникой. При возникновении пожара время реагирования сократилось в несколько раз, ведь раньше процессом тушения огня управляли из областного центра пожаротушения, который расположен в Каштаке. Теперь управление стало более мобильным, в результате в этом году 99 процентов возгораний удалось ликвидировать в первые сутки, а их общая площадь сократилась на 812 гектаров.
P.S.
В департаменте лесного хозяйства по УрФО сообщили, что в ходе проверок в Челябинской области выявлены факты, которые свидетельствуют о возможном наличии уголовно наказуемых деяний в действиях руководства лесного комплекса. Материалы переданы в правоохранительные органы, поэтому от официального комментария в ведомстве пока отказались. Неофициально корреспонденту "РГ" пояснили, что лесничества Южного Урала сегодня работают вне правового поля. Кроме того, результаты реорганизации могли бы быть положительно оценены, если бы отдельные учреждения не допустили перегибов, которые в итоге могут привести к возбуждению уголовных дел.