Когда-то в Ливане любили советское кино. Особенно то, где играют актеры южной внешности: "Мимино", "Отец солдата", "Когда наступает сентябрь"... В центре Бейрута даже был кинотеатр, где крутили в круглосуточном режиме наши фильмы. Потом - кровопролитная 15-летняя гражданская война. Кинотеатр, конечно, закрылся. Но память о тех чудесных довоенных временах осталась.
Экраны страны давно отдались Голливуду. Выросло новое поколение попкорна и колы. Но вот, благодаря усилиям нашего посольства в Ливане, Ливанского посольства в Москве, Россотрудничеству, Министерству культуры и Министерству туризма Ливана и, наконец, кинокомпании BUTA FILMS российское кино вернулось в Ливан.
…На открытии было все, что полагается: красная дорожка, вспышки фотографов, шампанское и светские разговоры. Казалось, весь русскоязычный Бейрут тут. И, конечно те, кто помнит наше кино. В фойе познакомился с Марком Митро, ливанским предпринимателем. Он просто сиял:
- Я с таким нетерпением ждал вашего кино. Мы совсем ничего не знаем о России. Знаем только то, что она борется с терроризмом в соседней Сирии. Это замечательно, что приехали современные фильмы. Я привел сюда жену и трех своих детей. Пусть тоже порадуются.
Потом я увидел Марка, сидящим на полу. Детишек он сумел посадить к жене на колени, а сам пристроился на ступеньке. Да и я стоял буквально на одной ноге. И это в самом большом зале самого огромного кинотеатра Ливана.
Привезли 12 картин. Свежайший "Ледокол", блокбастер "Экипаж", победитель Кинотавра "Про любовь", замечательные короткометражки и документалки, среди которых "Саламанка", мультипликация от Гарри Бардина и Константина Бронзита. Кстати, когда шел "Про любовь", зал густо покраснел. Невинные, по нашим меркам, постельные сцены здесь восприняли как верх откровения. Но никто не вышел. А на мультфильме "Мы не можем жить без космоса" ливанцы в финале плакали. Не вру!
Конечно, все эти картины мы видели. Фестиваль-то для ливанского зрителя. Но я расскажу о настоящей премьере. BUTA FILMS привез документальную ленту Марии Ивановой и Николая Викторова "Бежать от войны". Понятно, про кого картина. Рядом, в 80-ти километрах от тишины кинозала бушует настоящая война. В крохотном Ливане 1,5 миллиона беженцев из Сирии и Палестины. Эта картина никого не могла оставить равнодушным именно здесь. Именно сейчас. На набережной встретил священника отца Поликарпуса. Он узнал от меня о премьере и примчался в полном облачении. Отложил вечернюю службу по такому случаю!
Об истории создания картины мне рассказала сам автор Мария Иванова. У нее, как у продюсера давно лежит сценарий художественного фильма о беженцах "Город чужих". "А почему бы, пока не снять документалку?", - подумала Мария и отправилась на поиски героя в Сирию. Это сейчас легко писать "отправилась". Дело было накануне Нового года. Визу в посольстве в Москве не оформили без разрешения нашего МИДа. А там все отправились на каникулы. Мария, отважная женщина, полетела в Бейрут, а оттуда на каком-то самолетике, летающим вне расписаний, в Дамаск. Визу потом, конечно, дали. Но что ей пришлось пережить! Черный город без единого огонька. Уход от погони в пригороде Дамаска. Конспиративная квартира. Да тут впору еще один блокбастер снимать!
- Я все-таки нашла своего героя - сирийского мальчика, которого родители отправили в Германию в надежде что он выживет, - говорит Мария. - История страшная. Она стала обрастать такими подробностями! Герои множились. Мы снимали и в Германии, и в Сирии, и в Ливане и даже в России!
Я смотрел на экран, затаив дыхание. И не только я. На премьеру Мария пригласила сирийских беженцев. Потом они хлопали громче всех. Картина снималась практически в то же время, когда и я сам от редакции был в Сирии в командировке. Я видел своими глазами лагеря беженцев. Видел их страдания, но через информационную призму. Что с меня взять - только репортаж. А тут бушевали такие драмы! Не буду пересказывать содержание. Вы и так этот фильм скоро увидите на Первом канале. Но финал потрясающий. Казалось бы, нет ничего проще: авторы соединили семью с мальчиком по телефону. Мертвый Дамаск на одном конце "провода" и сытая довольная Германия. Трясущиеся руки отца и плачущий голос мальчугана. И между ними не моря и страны, а целая вечность.
Должен сказать об еще одной документальной картине. Молодой режиссер телеканала RT Анастасия Трофимова вместе со своим оператором Анджеем Бернатом привезли фильм "Ее война: женщины против ИГИЛ". Это репортаж из лагеря по подготовке бойцов женского отряда народной самообороны. Месяц ребята жили в казармах с 16-18-летними добровольцами. И провожали их на войну. Завидую коллегам!
Продюсер и режиссер Мария Иванова является еще и директором фестиваля. Про цели фестиваля она ответила так:
- Мы привезли ливанцам не просто кино. Мы привезли кусочек нашей русской души. Это - главное.
Но если абстрагироваться от духовных скреп, то я бы заметил, что в Ливане года четыре назад нашли нефть. Много нефти. И понятно, что от этого факта зависит геополитика не только нашей страны. В бейрутской бухте сплошные звездно-полосатые. А за горами все бушует война. Ей не дают закончиться. А мы им - фестиваль. Кино и мультфильмы. Недавно стали продавать наши "Лады". Потихоньку, помаленьку. Присутствие России здесь просто необходимо. Кстати, я побывал кроме Бейрута в Тире, Сайде, Библосе, Баальбеке, долине Бекаа. И везде, когда слышали русскую речь, улыбались. И это они еще нашего кино не видели.
Фестиваль назвали Первым не случайно. Значит, будет Второй. Пусть он будет называться "6 лет за 6 дней". Не важно. Главное, чтобы он стал Ежегодным. И чтобы люди плакали и смеялись, познавая русскую душу.
Бейрут