Сегодня российские автоперевозчики обязаны оснастить свои машины цифровыми тахографами с системой криптографической защиты информации (СКЗИ). Если раньше в аналоговых устройствах информация записывалась на сменные шайбы, то в цифровые вставляется индивидуальная пластиковая карта водителя с электронным носителем. Как рассказал исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов, ничего сложного в самой процедуре нет. Аналоговый демонтируется, на его место устанавливается цифровой. Преимущества последнего очевидны - передача данных может производиться в спутниковые системы мониторинга транспорта или облачные сервисы, хранение DDD-файлов производится в электронном виде, упрощается учет рабочего времени.
"С аналоговыми приборами было все намного сложнее - труднее было отследить работу конкретного водителя, и информацию с прибора приходилось расшифровывать, что было крайне неудобно в использовании", - рассказал он. При этом основные затраты, которые несут владельцы транспортных компаний в связи с переоснащением, включают стоимость самого прибора, его монтаж и настройку. "В среднем эта цифра не превышает 50 тысяч рублей. Также в момент самого монтажа тахографа грузовик не выходит в рейс, а это стоимость потерянного дня", - уточнил Селиванов.
В то же время, как пояснила гендиректор "РусАвтоКарт" Алла Петрова, существует некоторое заблуждение, что все аналоговые тахографы подлежат демонтажу. Источником заблуждения стало письмо ФБУ "Росавтотранс" от 10.02.2016, в котором говорилось о запрете на эксплуатацию авто с аналоговыми тахографами. Однако позднее авторы разместили пояснение о том, что сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, но перевозчиков, выполняющих внутренние рейсы, за отсутствие цифровых с СКЗИ после 1 июля могут оштрафовать. При этом основная проблема, как считают эксперты, заключается в том, что уже установленные тахографы, оснащенные СКЗИ, не являются средствами измерения. А это нарушает требования новой редакции ФЗ "Об обеспечении единства измерений", вступившей в действие в 2015 г.
"Так сложилось, что те тахографы, которые сегодня внедрены и применяются на транспорте, не являются измерительными средствами. Это привело к возникновению целого ряда рисков для грузоперевозчиков", отмечает эксперт. По словам А. Петровой, в минтрансе, принимая приказ N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства", не учли позицию минпромторга и законодательство о техрегулировании. Поэтому большинство установленных тахографов с блоком СФЗИ, кроме некоторых моделей, например тахографов "Меркурий", не внесены в госреестр средств измерений. "Ранее минтранс считал, что достаточно калибровки, которую проводят мастерские, у которых стоит номер РФ. Но сегодня метрологи уже сказали, что этого недостаточно", - рассказала она. Сейчас ответственность перевозчика в этой сфере определяется рядом статей КоАП. Так, ст. 11.23 предусматривает ответственность за неустановку тахографов или установку тахографа, не соответствующего требованиям. При этом минтранс уже предложил увеличить размеры ответственности для должностных лиц до 50 тысяч рублей, а для юрлиц - до 200 тысяч. Но, как считают эксперты ТПП РФ, сделавшие оценку регулирующего воздействия подобной инициативы, говорить о привлечении перевозчика к ответственности преждевременно из-за той неразберихи, которая сегодня существует в требованиях к самим тахографам.
Примером может служить применение ст. 19.19 КоАП. Именно она стала, по сути, катализатором множества судебных процессов в регионах, когда на основании метрологических поверок суды требуют демонтировать несоответствующие требованиям тахографы с наложением штрафов за их применение. По предварительной оценке, таких сегодня установлено от до 1,5 миллиона штук. "Выхода из сложившейся ситуации пока никто не видит, хотя этим летом в транспортном ведомстве было принято решение о направлении в региональные органы Росстандарта субъектов РФ и территориальные отделы инспекций писем о непривлечении перевозчиков к административной ответственности за использование тахографов, не прошедших установленную поверку до момента издания и вступления в силу соответствующего приказа минтранса. Однако на самом деле суды продолжаются, их сейчас по стране уже сотни. А предприятия готовят регрессный иск на минтранс", - рассказала А. Петрова.
Перевозчики, авто которых оснащены тахографами, отвечающими международным требованиям, пока находятся вне зоны риска. Но представители метрологической службы уже заявили, что мастерские, которые допускаются минтрансом к калибровке приборов, получили свои допуски неправильно и не соответствуют международным соглашениям о взаимном признании результатов поверок. При этом, как считает гендиректор компании "Перевозка" Алексей Владимиров, на сегодня само европейское законодательство в этой сфере выглядит более щадящим. Так, отечественный перевозчик, установив российский тахограф с СКЗИ, при перевозке в Европу вынужден снимать уже установленный и менять его на евроцифровой или опять аналоговый. Применение последних там допускается, а выбытие старых машин с аналоговыми тахографами происходит по естественным причинам.
Тем временем уже в 2018 году ЕС планирует внедрение новых "умных" смарт-тахографов. Минтранс также планирует изменить требования к тахографам, в частности, сегодня проходит обсуждение новых изменений в ФЗ "О безопасности дорожного движения", где говорится о том, что тахограф должен конструктивно обеспечивать взаимодействие с системой ГЛОНАСС. Как показывает практика, очередное нововведение сможет стать эффективным лишь в том случае, когда требования регуляторов станут более упорядоченными и взвешенными.