До сих пор попытки оживить легкую промышленность на Урале заканчивались на уровне стартапов или разработки капсульных коллекций. До промышленных объемов не доходило. Сейчас, когда остро стоит вопрос импортозамещения в легкой промышленности, появился шанс, что именно фэшн-индустрия станет драйвером этого процесса. Антикризисный план, предложенный правительством РФ, предусматривает выделение 1,4 миллиарда рублей на поддержку легпрома.
- Уральские производители одежды, предлагающие креативные проекты, имеют все шансы попасть в федеральные программы, - заявил во время недавнего визита в Екатеринбург замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
С уральским акцентом
- Екатеринбург, безусловно, является центром развития дизайна не только в Уральском федеральном округе, но и стране в целом. Здесь работает множество творческих личностей, создателей брендов, известных в том числе и за рубежом. И сейчас у них есть уникальный шанс представлять коллекции не в штучном варианте, не в формате студии или лаборатории, а запустить промышленное производство, - считает эксперт в области индустрии моды, руководитель портала о фэшн-образовании Ирина Каримова.
О потенциале Среднего Урала в этой сфере говорят уже давно. Тренд на "свой фасон" в регионе проявился еще в середине девяностых. Тогда дизайнерские показы в Екатеринбурге следовали один за другим, возникло до десятка местных компаний по пошиву модной одежды, которые позиционировали себя как массовые производители. Но до сегодняшнего дня не дожила ни одна из них. В лучшем случае ужались до студийного масштаба, перебрались в столицу или за рубеж. В худшем - и вовсе закрылись, как торговая марка "Партизан".
- Более двадцати лет индустрия моды находится в состоянии стартапов, всякий раз мы словно начинаем с чистого листа. В стране за прошедшие десятилетия была почти полностью развалена легкая промышленность. И возродить ее за пару лет невозможно. Единственный капитал, который нажили и, к счастью, сохранили, - это творческие люди, научившиеся создавать моду наперекор всему, - говорит Сергей Старков, директор уральского центра развития дизайна.
Впрочем, Свердловская область не могла похвастать развитой легкой промышленностью даже в советские годы. Считалось, что региону с металлургической и машиностроительной специализацией ни к чему распыляться на платья и костюмы. И, когда из-за рубежа пошел вал одежды, конкурировать было особо не с кем. Сегодня в общем объеме изделий обрабатывающих производств на Среднем Урале швейные и текстильные предприятия занимают мизерную часть - 0,027 процента (в денежном выражении). На одежном рынке региона доля товаров местных производителей тоже микроскопическая. Предприятия играют скорее социальную роль - сохраняют рабочие места в городах и поселках. Поставленные сейчас задачи совершенно другого масштаба, и они застали регион врасплох. В Свердловской области, конечно, принята стратегия развития легкой промышленности, но документ разрабатывался еще в 2010 году, а с тех пор многое изменилось.
Обрели форму
- С началом кризиса и введением санкций зарубежные производители одежды засомневались в перспективах работы в России. Только за прошлый год в стране закрыли сетевые магазины 11 мировых брендов, большинство из которых было представлено и в Екатеринбурге, Челябинске, Перми. Нынешний год обещает не столь масштабный уход иностранных дизайнеров, но ряды их все равно поредеют. Торговые площади пустеют, и у отечественных производителей одежды появился карт-бланш, чтобы завоевать сердца и кошельки земляков, - говорит Ирина Каримова.
Однако эксперт тут же добавляет: фора эта ненадолго. У местных предприятий есть не более двух лет, чтобы вывести свои товары на российский рынок и занять на нем ниши. Западные компании все равно захотят вернуться и будут при этом еще более агрессивны.
Модная студия Оксаны Волгиной в Екатеринбурге существует более 23 лет. Несколько раз дизайнер порывалась расширить бизнес до промышленного производства, но не выросла из масштабов малого предприятия. С заказами проблем нет, загруженность полная. Правда, значительную долю составляет школьный ассортимент. Но, как подчеркивает Оксана, радует уже то, что появилось новое поколение, которое знает, что такое качественная и модная российская одежда.
Форма для школьников на 90 процентов изготавливается местными производителями и стала уже своеобразным символом возрождения легкой промышленности. Когда в стране запустили программы поддержки производителей костюмов для учащихся, это, в свою очередь, подтолкнуло региональные власти расширить круг преференций.
- Впервые за десятилетия работы я ощутила заинтересованность власти в развитии модного бизнеса. Областной фонд поддержки предпринимательства предложил кредит под 10 процентов годовых. Это выгодно, ведь в банках меньше чем о 18 процентах и говорить не хотят, - рассказывает Оксана Волгина. - Кроме того, нам помогли создать и перевести на английский язык сайт компании, а также выделили средства на поездку на выставку легкой промышленности в Москве.
Идеи в массы
И все же замахиваться на промышленное производство предпринимательница пока не готова. И проблема не только в том, чтобы найти инвесторов, хотя вложения нужны немалые. Эксперты оценивают затраты на создание торговой марки одежды, ее продвижение на федеральном уровне, производство и организацию розничной сети минимум в 150 тысяч евро. Срок окупаемости таких проектов не менее пяти лет.
- На самом деле большинству дизайнеров не хватает опыта в менеджменте. Творить научились, а вот продавать - нет, - считает Инна Королева, уральский дизайнер, решившая сейчас объединить в один проект сразу три города - Москву, Сочи и Екатеринбург.
Столица нужна для продвижения бренда, в Сочи базируются главные заказчики (в основном представители гостиничного и ресторанного бизнеса, заинтересованные в приобретении форменной одежды), а в Екатеринбурге находится швейное производство. Когда-то это называлось развитием межрегиональных связей, сейчас - новой тактикой выхода на рынок.
Имя инвестора и объем средств, вложенных в проект новой швейной фабрики, которая открывается в Екатеринбурге, владелец бизнеса Дмитрий Шишкин скрывает от журналистов. До сих пор эта компания была известна пошивом мужских костюмов премиум-класса, которые изготавливают исключительно вручную. Каждый костюм обходился заказчику минимум в 150 тысяч рублей. А тут вдруг - масспошив! Но никакой "измены" дизайнерскому началу Шишкин не видит.
- У нас заказов намного больше, чем мы можем физически выполнять. Так что фабрика сразу после открытия будет загружена минимум на год вперед. Мода во всем мире - это бизнес, и у нас она должна когда-то стать индустрией, - резюмирует предприниматель.
Между тем
Фонд общественного мнения выяснил, как россияне относятся к импортозамещению непродовольственных товаров. Почти четверть опрошенных готова отказаться от импортных одежды и обуви. При этом пятая часть ратующих за модные вещи из-за рубежа заявила, что от импорта в этом сегменте уйти сложно: это может повлечь за собой рост цен, дефицит или вообще исчезновение качественных товаров.