Помимо прочего принятые разъяснения отвечают на один из острых вопросов практики: следует ли наказывать человека за один лайк или даже репост нехороших материалов в Интернете?
Правовая позиция Верховного суда России такова: один лайк еще не делает человека преступником, надо внимательно изучать контекст, смотреть все обстоятельства. Вот дословные изменения: "При решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней".
"Конечно, следует поддержать такого рода разъяснения, - сказал "РГ" вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник. - Сам по себе перепост и лайк ни о чем не говорит. Человек может разместить на своей страничке информацию не только потому, что разделяет какое-то мнение. Цель лайка или перепоста может быть даже не в распространении чего-то, а потому что эта статья представляется достаточно интересной сама по себе. Следует допрашивать и выяснять, что было причиной действия. Может быть, он считает, что его друзьям по социальной сети нужно ознакомиться с такой позицией, чтобы в последствие умело противостоять изощренным доводам".
Он напоминает, что свобода мнений в нашей стране закреплена в Конституции. Обсуждаться могут разные позиции и взгляды.
"Такого рода разъяснение будет ориентировать судей на то что, приговор по одному лайку не устоит в вышестоящих инстанциях, - говорит Генри Резник. - Что встряхивает и приводит в чувства наших низовых судей, так это когда Верховный суд России отменяет конкретные приговоры. Это говорит о том, что ВС дает не какие-то абстрактные разъяснения, а что он в своей практике занимает такую позицию".
Поэтому каждый раз правоохранители, а вслед за ним и суды должны отделять здоровую дискуссию от экстремизма. Сеять вражду запрещено законом, и это правильно. Но наказывать надо именно за конкретные действия, когда человек сознательно хотел кого-то унизить, вызвать напряженность в какой-то части общества и прочее.
Между тем, Верховный суд отметил, что в прошлом году судимость за преступления экстремистской направленности выросла в два раза. С начала 2016 года к ответственности привлекли 398 человек. Верховный суд обратил внимание на то, что множество людей были осуждены именно за репосты информации в соцсетях. Всегда ли правоохранители точно разобрались в мотивах обвиняемых?
Судья Верховного суда России Олег Зателепин, выступая на заседании пленума, сказал, что межнациональные и межконфессиональные отношения - область очень тонкая и чувствительная, требующая неформального подхода. Поэтому в подобных делах надо тщательно взвешивать все обстоятельства.
Зато к финансированию экстремистской деятельности может быть причислен не только сбор денег, но и передача одежды или электронных устройств. Напомним, что в УК РФ предусмотрена ответственность за действия, состоящие в сборе средств для экстремистской организации.