Историю "Мальчика, который ничего не боялся" поставила в Русском театре Эстонии Полина Стружкова. Ее изобретательность воронежцы оценили год назад, увидев "радиоверсию" "Чука и Гека". Сказку шведа Альфреда Смедберга режиссер сделала вязаной. Зрители сидели в уютном и тесном кругу за трикотажной изгородью, у ног бабушек-рассказчиц с их вечными корзинками для рукоделия. Благодаря такой домашней обстановке можно было не очень пугаться, видя прямо перед собой косматую Колдунью, голодного Медведя или пещеру Тролля. А когда этот Тролль разбушевался и чуть не съел главного героя, малыши с удовольствием забросали обидчика клубками пряжи.
Впрочем, спектакль был не о том, что лучшая защита - нападение, а о более сложном принципе "любите врагов ваших". По сюжету выходило, что доброе отношение к разным недоброжелателям, которые норовят вас съесть (пускай и в переносном смысле), в итоге оказывается даже выгодным. Ведь эти вредные создания вполне могут исправиться, а то и прийти на помощь в трудную минуту. На прощание артисты подарили каждому зрителю по плетеному браслету, с которым дети "никого не будут бояться", и разучили с ними песенку на чистейшем тарабарском.
Похожий разговор о гуманизме, только в иронической форме, затеяли со зрителем питерский театр Karlsson Haus и режиссер Евгений Ибрагимов (знакомые воронежцам по прошлогоднему "Маршаку"). Их "Старик и волчица" - версия старой черкесской сказки о том, как спасенный человеком зверь решил его съесть. По ходу действия малыши разобрались, отчего собака бывает кусачей, что такое дело чести и почему взрослые называют некоторых людей клячами или баранами. С ругательствами-эвфемизмами и "шутками юмора" случился, пожалуй, некоторый перебор. "Иди ты лесом!", "засунь его себе… в ухо!" или "Ненормальная! - Сам такой!" с кавказским акцентом звучали забавно, но - необязательно, что ли.
В аннотации к спектаклю авторы сообщают, что он поставлен в жанре джегу - уличного представления. Такие игрища - со спортивными и боевыми состязаниями, песнями и танцами - адыги (черкесы) устраивали когда-то по любым достойным поводам, собирая множество народа. Сравнение, может быть, слишком смелое. Но национальный колорит в "Старике и волчице" действительно есть, и это одно из сильных мест спектакля (наряду с работой художника по куклам). Чего стоят одни вставные номера с лезгинкой!
Еще одна "малышковая" постановка потренировала в зрителях наблюдательность. "Соло с носом" Михаеля Мьенсопуста исполняет… некий плюшевый мешок, похожий на кусок пластилина, кокон бабочки или человека-"сову", спасающегося под одеялом от будильника. На протяжении сорока минут замурованная в этот мешок актриса Анне-Катрин Клатт изображает рождение жизни (или личности, кому как больше нравится), выпрастывая то ноги-щупальца, то неловкие ручки, то голову без глаз и рта. Так постепенно оформляется забавный человек, которому только предстоит научиться понимать прекрасное.