Эта кинолента, основанная на исторических событиях, отражает хронику событий, начиная с парашютного десантирования на территории протектората двух диверсантов - Йозефа Габчика и Яна Кубиша, и заканчивая последними мгновениями героического отпора, который парашютисты и другие члены пражского движения Сопротивления оказали многократно превосходившим их в числе и вооружении немецким войскам, осуществившим штурм кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия Чешской православной Церкви, где они нашли укрытие.
Как часто бывает с историческими фильмами, чей сюжет глубоко укоренен в культуре отдельных стран, участие зарубежных актеров сообщает работе большую известность, превращая ее в международное событие, но неизбежно делает повествование абстрактным и условным. Ирландские и английские актеры, выступившие в главных ролях, достойно справились с поставленными задачами, даже сумев более-менее достоверно отразить акцент, характерный для носителей западнославянских языков, говорящих на английском. А Киллиану Мерфи, несомненно, пошел на пользу профессиональный опыт, приобретенный в ходе съемок "Острых козырьков" (Peaky blinders), в котором он играет не менее отважного и авантюрного персонажа.
И все же, помимо стратегически расставленных на каждом углу соглядатаев, царившую в Праге атмосферу ужаса и страха не удалось передать, кроме использования очевидных визуальных средств: достаточно блеклого антуража городской застройки. Оба главных женских образа - совсем юной и доверчивой Марии (Шарлотта Ле Бон) и изведавшей горе Ленки (Анна Гейслерова), получились куда более самобытными и органичными.
Конечно, британско-чешско-французская копродукция не могла не абстрагироваться от идеологической окраски деятельности членов движения Сопротивления, просто-напросто выхватив из общего исторического контекста один достаточно яркий, но эпизодический отрывок Второй мировой войны. Мюнхенский сговор в данной трактовке становится нейтральным Мюнхенским соглашением, а когда речь заходит о более долгосрочных последствиях этой операции, рассказывается исключительно о действиях британского правительства во главе с Черчиллем. Это не очень близко отечественной историографии, потомкам советских граждан и здравому смыслу, но вполне объяснимо.
Куда сложнее истолковать то, каким образом появляются и находят своего многочисленного зрителя такие картины, как недавно показанная в Москве чешская "Лида Баарова" о любовнице Геббельса, в которой оба исчадия ада - Гитлер и Геббельс - показаны вполне цивильно, исключительно в "великосветском" контексте, а судебный процесс над актрисой в послевоенные годы на территории советской Чехословакии - в таких красках, что после этого возникает неподдельное удивление, что главная героиня не только осталась в живых, но и продолжила играть в театре и сниматься в кино, скончавшись в преклонном возрасте 86 лет. Не говоря уж о странном выборе самой сюжетной линии.
Когда народы и отдельные их представители занимаются прихотливым изложением собственной истории, забывая о страданиях тех, благодаря чьему мужеству они появились на свет, неудивительно, что остается уповать лишь на то, что кто-то другой расскажет эту историю пусть и со своих позиций, но, по крайней мере, достоверно и более-менее объективно. И у этих посторонних при подобном раскладе в разы больше права претендовать на правдивость результата. Ну а предателей - деятелей истории или ее летописцев - их презирают везде и всегда. Даже враги.
4.0