08.11.2016 10:44
Экономика

В Астрахани речные трамвайчики выставили на продажу

В Астрахани речные трамвайчики выставили на продажу из-за отсутствия причалов
Текст:  Елена Мелихова
Российская газета - Экономика Юга России: №252 (7120)
Речные трамвайчики, приобретенные год назад в Астраханской области, выставили на продажу. Почему их так и не удалось использовать на городских маршрутах, как было обещано, выяснял корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

В регионе существует программа развития водного транспорта. В ее рамках и были приобретены два "Астраханца". Покупку теплоходов финансировало частное предприятие, а власти пообещали субсидировать пассажирские перевозки, так как они убыточны. Однако суда так и не вышли на маршрут. Тем временем на одном из популярных сайтов в Интернете появилось объявление об их продаже. В качестве продавца, судя по номеру телефона в объявлении, которое после поднявшейся шумихи уже удалили с сайта, по некоторым данным, выступает ПАТП-3.

В России будут строить круизные речные лайнеры

Продавец не скрывает: "товар" был в употреблении недолго, гарантия изготовителя распространяется еще на два года. Добавляет: возможен лизинг.

В объявлении указана стоимость - 45 миллионов рублей. Хотя, говорят, приобретены они были по 52 миллиона каждый.

Напомним, два теплохода "Астраханец" были завезены в область в прошлом году. Тогда в регионе уже курсировал один речной трамвайчик. Ожидалось, что новые суда помогут решить проблему городских пробок, так как горожане будут добираться на работу по воде в часы пик. Для "Астраханцев" даже определили маршруты. Однако собственнику якобы сначала не удавалось получить документы на эксплуатацию. Затем не нашлось средств на строительство причалов... И благая задумка так и осталась нереализованной.

В результате, когда началась навигация, на маршрут вышел лишь один ранее действовавший теплоход "Москва-169".

В ПАТП-3 сегодня заявляют, что объявления о продаже теплоходов не давали. Но и не опровергают то, что судьба "Астраханцев" в данный момент под большим вопросом.

- Собственник теплоходов - лизинговая компания, которая и приобрела их на свои средства. "Астраханцы" у нас находятся по договору финансовой аренды. Когда мы его заключали, подразумевалось, что перевозки будут субсидированы из регионального бюджета, - сообщил заместитель директора по правовому обеспечению ПАТП-3 Наиль Пажиев.

Эксперт: На восстановление спроса на речные круизы уйдет три года

Концепция развития речного транспорта предполагает предоставление субсидий. Ведь это очень затратный вид транспорта, и он, по сути, не может быть на самоокупаемости. Час аренды теплохода, как рассказали в ПАТП-3, обходится в среднем в 11 тысяч рублей. Такая стоимость могла бы обеспечить рентабельность, но перевозки пассажиров по городу при цене билета в 50 рублей никогда не покроют затрат.

Предполагалось, что техника будет закуплена, автотранспортное предприятие ее станет эксплуатировать, а за использование рассчитываться из областных субсидий.

По аналогичной схеме уже несколько лет работает теплоход "Москва", на содержание которого из региональной казны выделяют средства.

- В 2016 году министерство организовало речные пассажирские перевозки в Астраханской области по следующим маршрутам: Астрахань - пост 16 - Астрахань и Астрахань - ерик Перекатный - Астрахань. Субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров речным транспортом, предоставлялись в 2015 - 2016 годах за счет средств бюджета Астраханской области в порядке, определенном постановлением регионального правительства, - уточнили в региональном министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов.

На вопрос, выйдут ли на городские маршруты "Астраханцы", нам не ответили и посоветовали обратиться в ПАТП-3. Транспортники же считают, что основная проблема - в отсутствии... причалов.

Эксперты: Для возрождения перевозок по воде нужна воля государства

- О причалах должны беспокоиться вовсе не мы! - уверяет Наиль Пажиев. - Ведь автобусные остановки ставят не автотранспортные предприятия, а муниципалитет. Так же и с водным транспортом. Благо стоянку мы не оплачиваем, у нас есть собственный причал.

Пока судьба "Астраханцев" неизвестна. А ведь идея-то была отличная, город стоит на реке, и это преимущество нужно использовать по максимуму. И в России есть такие примеры, правда, довольно малочисленные. Речной транспорт успешно курсируют по городским маршрутам в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде.

Не исключено, что теплоходы действительно будут проданы, так и не успев послужить жителям Астрахани.

Дословно

Светлана Зайкова, заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области:

- В соответствии с подпрограммой "Комплексное развитие Астраханского воднотранспортного узла" государственной программы "Развитие промышленности, топливо-энергетического комплекса, природных ресурсов и транспорта Астраханской области", утвержденной постановлением регионального правительства в 2014 году, предоставление бюджетных субсидий на приобретение речных пассажирских судов в 2015 - 2017 годах не предусмотрено. В навигацию 2017 года перевозки будут осуществляться по результатам закупок в соответствии с законом РФ при наличии потребности в перевозках, определяемой органами местного самоуправления.

Водный транспорт Астрахань Юг России