14.11.2016 17:19
Культура

Танцевальный фестиваль Context пройдет сразу в двух столицах

Текст:  Анна Галайда
Фестиваль, инициированный одной из самых ярких звезд отечественного и мирового балета, за три года стал одним из важнейших хореографических событий московского сезона.
Читать на сайте RG.RU

Фестиваль Дианы Вишневой традиционно продолжается всего несколько дней, но пищи для обсуждений и размышлений дает на месяцы. Сама прима, начинавшая как благоверная "классичка" вагановской выучки, оказалась ненасытной в своей страсти к собственной профессии. Еще в первые годы работы в Мариинском театре наряду со "Спящей красавицей" она блистала в балетах Джорджа Баланчина и вместе с коллегами осваивала диковинных для России Ролана Пети, Кеннета Макмиллана, Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта - балетных столпов ХХ века. Потом совместила работу в Петербурге с контрактами с Берлинским балетом и Американским балетным театром, чтобы сотрудничать с Морисом Бежаром и другими недоступными у нас хореографами. А позже рискнула отправиться в самостоятельное плавание с собственными программами, приглашая самых актуальных постановщиков, которых зачастую открывает России.

Российские хореографы открыли китайским артистам тайны балета

Этим неослабевающим стремлением расширить представления о мире современного балета был порожден и именной фестиваль Вишневой. Его предельно утрамбованная программа - зеркало самой балерины, перелетающей из Петербурга во Владивосток, оттуда в Нью-Йорк, а потом в Париж ради уникальных спектаклей, личных репетиций с хореографами и неожиданных партнерств. Ее профессиональный кругозор невероятен, а круг общения уникален. Но все эти богатства она со щедростью миссионера стремится разделить с московской публикой.

По сложившейся традиции, фестиваль Вишневой состоит не только из театральной программы. В Центре документального кино покажут фильмы, представляющие не только участников фестиваля, но и Рудольфа Нуреева, Сашу Вальц, Охада Нахарина - людей, без которых невозможно представить контекст современного танцевального искусства. Еще несколько площадок объединит образовательная программа, гвоздем которой станет встреча с Матсом Эком - живой легендой, который недавно потряс мир заявлением о том, что уходит из профессии, причем забирая с собой все свои балеты, идущие по всему свету.

И все же основная часть фестиваля - театральная. Она распределена по сценам Театра Станиславского и Немировича-Данченко, Гоголь-Центра и Электротеатра Станиславский, что позволяет по два раза представить три программы. Каждая из них в своем роде уникальна.

В Геликон-опере показали балет Эстонской национальной оперы

В Электротеатре Станиславский, как всегда, пройдет финал конкурса молодых хореографов, которые создают постановки специально для "Context. Диана Вишнева". В нем участвует шесть постановщиков, причем четверо попытаются опровергнуть стереотип, что у хореографии не женское лицо. Среди претендентов на европейскую стажировку, которую дает конкурс Вишневой, в этом году появились не только россияне, но и представители Украины и Армении.

Две постановки представит на фестивале Alonso King Lines Ballet из Сан-Франциско. Сам хореограф Алонсо Кинг, прославившийся тридцать лет назад своим балансом на стыке традиционного и авангардного танца, в России дебютирует новейшими работами - на музыку Двойного концерта Баха, созданной в 2013 году, и на музыку Струнных квартетов Шостаковича - премьерой 2014 года.

В один вечер с американцами выступит прославленный Bejart Ballet Lausanne, который вместе с фрагментом из бежаровского балета "Вена, Вена, город моей мечты" представит новые постановки нынешнего руководителя Жиля Романа, продолжающего развивать эклектический стиль своего мэтра, балансирующий между балетом, танцем, театром и цирком.

В Большом театре восстановлен балет "Золотой век"

Еще одним событием фестиваля станет участие в открытии Аны Лагуны - музы Матса Эка. Учитывая недавние заявления хореографа, это может быть одно из последних выступлений уникальной танцовщицы, которая вместе с Иваном Ауцели исполнит дуэт из спектакля "Топор".

Но, конечно, в первый вечер внимание будет приковано к самой Диане Вишневой. Она не просто танцует (в дуэте с француженкой Орели Дюпон), но представляет новое направление в развитии танца - гага. Что это такое и как выглядит танец, тихо и спокойно захватывающий мир идеей гармонизации танцовщика и его тела, соединения тела и духа, покажет премьера номера Охада Нахарина - создателя гага.

Программа открытия почти полностью будет повторена в родном городе Дианы Вишневой. В этом году Санкт-Петербург впервые примет ее фестиваль.

Танец Москва Санкт-Петербург Столица Северо-Запад