Автор петиции Игорь Ширяев выступает против антигололедного материала, которым посыпают проезжую часть. Главный аргумент - выдержки из инструкции к химреагенту, где сказано, что грузить его нужно в спецодежде, респираторах, очках и перчатках. "А раскидывать в год почти 9 миллионов килограммов и дышать потом этой взвесью можно без вреда!" - иронизирует горожанин.
Администрация города в ответ организовала пресс-тур в лабораторию УралДорНИИ, где на глазах журналистов провели эксперимент: в емкости с дистиллированной нагретой водой опустили 10 граммов химреагента, технической соли NaCl и материала "Антилед", который используется в быту. Лучший результат оказался у "Бионорда": за пять минут растворилось более 95 процентов вещества, а то, что осталось, было белого цвета. По мнению чиновников, это снимает со смеси все обвинения в загрязнении дорог.
- Личное мнение - хорошо, но лучше опираться на научные данные, - подчеркивает Виктор Юровицкий, зампредседателя комитета благоустройства администрации города. - В Екатеринбурге отказались от песчано-солевой смеси еще лет 10 назад: после химреагентов снег убирать проще, автомобили нужно мыть реже, ливневая канализация не забивается песком. Санитарно-гигиенический сертификат подтверждает, что материал безопасен для людей и кожаной обуви. На тротуарах используем мелкофракционный щебень, а не "химию".
По мнению Юровицкого, грязь создают не порошки. По данным Центра мониторинга окружающей среды, в Екатеринбурге в год передвижные источники загрязнения (автомобили) выбрасывают в воздух 194 тысячи тонн сухого осадка, стационарные (котельные, промпредприятия) - 24,5 тысячи тонн. Именно поэтому в последние годы мэрия ведет работу по ограничению въезда личного транспорта в центр города, созданию платных парковок. Разработана новая маршрутная сеть: чем больше жителей пересядет на общественный транспорт, тем менее будут загружены улицы.
Проблема настолько наболевшая, что в мэрии даже создали совместно с гордумой рабочую группу по изучению состава и происхождения екатеринбургской грязи. Научной работой занимается институт экологии. По словам депутата Александра Смолина, в течение года ученые-экологи озвучат результаты анализа, и тогда можно будет делать выводы.
На текущую зиму по контракту закуплено три тысячи тонн смесей. Их применяют только до минус 27 градусов, ниже наледь уже не образуется. Самые опасные периоды - так называемые переходы через ноль. В прошлом году их было максимальное количество. Как следствие, на дороги пришлось высыпать 8935 тонн реагентов.
К эксперименту "Белый город", проведенному в Санкт-Петербурге, уральские чиновники относятся скептически.
- Этот город тоже славится знакопеременными температурами, идея отказаться от реагентов вызвала там всплеск аварийности. Содержать дороги на снежном накате в условиях мегаполиса невозможно. Автолюбители не готовы менять стиль вождения, - комментирует Юровицкий. - В Скандинавии подход иной, но там, во-первых, обязательны шипованные шины, во-вторых, температуры зимой стабильно отрицательные и большое количество снега. В Челябинске противогололедные материалы применяются на основных маршрутах, на остальных улицах ездят по накату, состояние проезжей части значительно хуже. Я бы не сказал, что в Москве чище, просто там средств на очистку дорог и специальной техники в десятки раз больше.
Александр Дедюхин, директор УралДорНИИ, тоже высказался в защиту реагентов. Этот институт год назад исследовал влияние дорожных солей и добавок на разные виды асфальтобетона. Образцы дорожного покрытия выдерживали в соляных растворах 15 суток и воздействовали на них установкой, которая имитировала шипованное колесо на скорости 60 километров в час.
- Наименьший износ показал асфальт на полимерном битуме, который сейчас активно внедряется в Екатеринбурге. Он более жесткий, чем обычный, поэтому не так подвержен влиянию реагентов, и маленькие частицы щебня меньше выдираются шипами. Вообще износ покрытия зависит не столько от посыпки, сколько от скорости движения: в Финляндии, например, за городом ограничение - 80 километров в час, - поясняет эксперт.
Мнения жителей "Грязьбурга" о том, быть или не быть реагентам, разошлись. Например, мэр Евгений Ройзман считает, что слякоть не так страшна, как скользкая дорога. Регламент требует очищать ее до асфальта, за этим следит ГИБДД. К тому же реагенты препятствуют созданию колеи, которая провоцирует заносы.
Горожанка Ольга Попова, подписавшая петицию, возмущена не только неэстетичным обликом Екатеринбурга зимой, но и тем, что безопасность движения в темное время суток близится к нулю.
- Нереальная грязища! По гостевому маршруту из аэропорта ехать стыдно. Показательны прошлогодние зимние каникулы: с 31 декабря по 11 января - белоснежные дороги. 12 января идиллия закончилась - на дороги вышли коммунальные службы. Весной город накрывает облако пыли - это неубранная вовремя зимняя грязь. Она не смывается с лобового стекла, превращается в пленку, обмерзает на фарах автомобиля, - пишет женщина.
А главный квартальный Орджоникидзевского района Алексей Беззуб предложил провести эксперимент. Выбрать какую-то улицу, установить там режим свободы от реагентов и посмотреть, что будет происходить. Если станет понятно, что в использовании "химии" больше минусов, чем плюсов, от нее следует отказаться.
Тем временем
По информации администрации Екатеринбурга, в минувшие выходные на очистку улиц от снега и последствий ледяного дождя вышло 1334 единицы техники. За двое суток службы благоустройства убрали и вывезли более 28 тысяч тонн снега. На дорогах и тротуарах рассыпали 300 тонн противогололедного материала и 117 тонн мелкофракционного щебня.