Позовите машиниста
Метро - зона повышенной опасности, об этом пассажирам напоминают постоянно в объявлениях на эскалаторах. Стойте справа, проходите слева, детей держите за руку, приподнимайте полы длинной одежды. Эти фразы крепко сидят в головах у москвичей. На платформе тоже все непросто: если слишком близко подойти к краю платформы и подойдет старый поезд - можно получить зеркалом или периодически люди падают на пути. "К сожалению, как правило, это те, кто решил покончить жизнь самоубийством", - говорит Андрей Кружалин, пресс-секретарь Московского метрополитена. - Но если человек упал случайно, надо бежать до черно-белой рейки в начале платформы - там поезд остановится. Не можете двигаться? Ложитесь в лоток между рельсами на живот, головой по направлению поезда. Ни в коем случае нельзя пытаться вылезти самому до прибытия сотрудников метрополитена: под платформой - контактный рельс с напряжением 820 вольт, прикосновение к которому убьет. Оставшимся на платформе надо бежать к колонне экстренного вызова, они есть на всех станциях и в вестибюлях. Или же к концу платформы, в то место, откуда выезжает поезд, включить фонарик или экран на телефоне и совершать круговые движения в тоннель. Это знак экстренной остановки для машиниста. Если что-то уронили на рельсы - тоже звать дежурных по станции, у них есть специальные устройства. Если же понадобится эвакуация из вагона поезда либо поезд встал в тоннеле надолго, в этом случае инструкция одна: не впадать в панику и слушать инструкции машиниста. Часто в метро пассажиры испытывают стресс, оказавшись в одном вагоне с пьяными, агрессивными или внезапно заболевшими пассажирами или, что еще хуже, умершими людьми в дороге. В этом случае Алексей Мышляев, руководитель пресс-службы УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по Москве, советует:
- Если в вагоне метро с вами едет человек, который ведет себя неадекватно или кому-то срочно потребовалась медпомощь, воспользуйтесь связью "пассажир - машинист". Машинист свяжется с ситуационным центром метрополитена, информацию передадут на ближайшую станцию дежурной и они вызовут наряд полиции или солдат внутренних войск, дежурящих на платформе. Если же поезд вот-вот подойдет к станции, лучше выйти и самому позвонить напрямую в ситуационный центр с колонны экстренного вызова. Надо только обязательно назвать номер вагона - он указан под устройством связи с машинистом, по нему мгновенно определят местонахождение поезда, и его встретит наряд.
Не пропасть поодиночке
На железной дороге - своя специфика. В метро всегда много народу и полиция на каждой станции. Электричка же чем дальше идет, тем больше пустеет. Полицейские наряды сопровождают далеко не каждый поезд: ежедневно, как сообщили "РГ" в пресс-службе УВД на железнодорожном транспорте, выходят 90 сотрудников, в праздники и выходные - больше. Поэтому по ночам в электричках, даже новых и красивых, жутковато. Бывалые пассажиры стараются по вечерам не садиться в пустые вагоны, собираются в группы ближе к началу состава. В дороге бывает всякое. Всего в этом году в электричках зафиксировано 6 разбоев.
- Появился пьяный или просто агрессивный пассажир? - говорит Анастасия Капкина, руководитель пресс-службы Центральной пригородной пассажирской компании. - Лучше побыстрее перейти в другой вагон и сообщить о ситуации по связи "пассажир - машинист". Машинист оперативно свяжется с диспетчером, а он - с экстренными службами. По прибытии на станцию они встретят поезд. Если состав сопровождают сотрудники МВД или ЧОПа, машинист попросит их пройти в нужный вагон.
Прячемся за водителем автобуса
В Москве - один их самых молодых парков автобусов в Европе, средний возраст - около четырех лет. Тем не менее в прошлом году троллейбусы, автобусы и трамваи "Мосгортранса" 391 раз попадали в дорожно-транспортное происшествие, еще 100 ДТП за прошлый год, по данным Натальи Агре, президента экспертного центра "Движение без опасности", заместителя председателя общественного совета при министерстве транспорта РФ, произошло с частными маршрутками, тогда еще работавшими по старой схеме.
Самые характерные травмы при ДТП, которые получает пассажир в общественном транспорте, - ушибы, переломы, оттоптанные ноги и руки, сотрясение мозга, порезы, царапины.
- Сидеть в автобусах лучше, чем стоять, - советует, как уберечься от травм, Станислав Манеров, гендиректор Школы первой помощи. - Если свободных мест нет, лучше стоять в середине салона, чем с краев. Лучше устроиться в закутке или между поручнями, чем в проходе. Держаться двумя полусогнутыми руками за поручень лучше, чем за спинки сидений. Если произошло ДТП, в первую очередь оцените обстановку - продолжает Станислав. - Горим? Падаем? Тонем? Нет? Дожидаемся, когда откроют двери, и, пропуская всех, кто перед нами и кто лезет вперед, спокойно выходим. Если да - то принимаем экстренные меры к эвакуации из салона. Двери не открываются? Открываем эвакуационный выход, разбивая для этого стекло ногами, закрывая глаза во время удара, очищаем проем от осколков и вылезаем.
Как получить компенсацию, если пассажир пострадал во время поездки?
Кирилл Андреев, юрист:
- Если пассажир пострадал, упав в салоне или выпав из маршрутного транспортного средства, то это ДТП. Водитель обязан остановиться и вызвать "скорую" и полицию. Отказывается это сделать? Его можно будет привлечь к административной ответственности за оставление места ДТП по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (предусматривает лишение прав на срок от года до полутора или административный арест до 15 суток).
Если маршрутное транспортное средство покинуло место ДТП, то необходимо запомнить его регистрационный номер, номер маршрута следования, фамилию водителя, наименование, адрес и номер телефона компании-перевозчика, фамилии и контактные данные очевидцев и обязательно сохранить проездной билет. Все это потребуется, чтобы привлечь компанию-перевозчика к ответственности за причинение вреда здоровью пассажира. Затем пассажиру нужно обратиться в эту компанию с официальной претензией и потребовать возмещения вреда здоровью, а также компенсации морального вреда. Сумма, подлежащая возмещению, рассчитывается в зависимости от степени тяжести травмы. Например, за потерю 10 и более зубов, компенсация должна составить не менее 400 000 рублей.
Для получения страхового возмещения необходимо обратиться в страховую компанию, в которой застрахована гражданская ответственность перевозчика. Если страховки нет, компенсацию будет платить сам перевозчик. Аналогичным образом на основании Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ, а также ст. 1064, 1079 ГК РФ возмещается вред, причиненный жизни и здоровью пассажира на железнодорожном и водном транспорте. Если же травма получена пассажиром в метрополитене (непосредственно в вагоне), то и с требованием о выплате компенсации нужно обращаться в метро. Если на эскалаторе - то сначала к страховщику. В иных случаях возмещение вреда жизни и здоровью пассажиров происходит причинителем вреда в общем порядке, установленном ст. 1064, 1079 ГК РФ.