Билет на балет
В Омске работает шесть государственных театров, еще один находится в городе Таре. За последний год из средств регионального бюджета им было выделено более 300 миллионов рублей. Треть из них досталась музыкальному театру, занимающему огромное помещение в центре Омска и имеющему приличный штат - 378 человек. Государственные деньги были потрачены на оплату труда, коммунальных услуг, аренду квартир для работников, постановку новых спектаклей. Что касается собственных доходов, то в прошлом году музыкальный театр заработал на продаже билетов свыше 22 миллионов рублей, а Омский театр драмы - 36 миллионов. По мнению руководства театра, могло быть и больше, если бы не затянувшийся ремонт расположенного поблизости Любинского проспекта. Стоимость билетов в драмтеатре не превышает 800 рублей, в музыкальном и "Пятом театре" - 500 рублей. Прибыль от сдачи в аренду площадей театров незначительна и составляет один-три процента в сравнении с доходом от продажи билетов. Платная фотосьемка, реализация программок приносят еще меньше.
Самой дорогой постановкой в драме стал спектакль "Август. Графство Осэйдж", поставленный шесть лет назад. На его создание было потрачено шесть миллионов рублей. Впоследствии театр уже не позволял себе такую "расточительность", хотя мог бы, поскольку три года подряд получал государственный грант в размере более 465 миллионов рублей.
По словам театральных менеджеров, срок окупаемости спектаклей наступает после полусотни показов, но есть и "неокупаемые", к которым можно отнести фестивальные постановки. Недавно театр драмы специально для "Золотой маски" поставил спектакль "Мария" по мотивам пьесы Исаака Бабеля и попал в десятку, став номинантом национального фестиваля. А это шанс вновь получить федеральную финансовую поддержку.
Помимо государственных театров, в Омске действует десяток коммерческих, где осуществляются малобюджетные постановки и о самоокупаемости речи не идет. Театральная арифметика свидетельствует, что, даже несмотря на стабильный зрительский спрос и успешные спектакли, существовать самостоятельно, без дополнительных вливаний, не под силу ни одному региональному театру.
Взобраться на Фудзи
Гастроли - тоже довольно дорогое удовольствие, которое в рамках бюджета могут позволить себе немногие театральные коллективы. В частности, от приглашения на международный фестиваль в Екатеринбурге был вынужден отказаться "Арлекин". Чтобы участники форума смогли увидеть талантливую постановку омских кукольников "Холодное сердце", устроители были готовы взять все расходы на себя. Однако в кассе театра не оказалось денег даже на проезд.
Впрочем, в этом году "Арлекину" крупно повезло. Недавно труппа вернулась из Шанхая, где проходил крупнейший фестиваль театров кукол "Золотая магнолия", и не с пустыми руками. Постановка "Легенда горы Фудзи" стала обладателем Гран-при. По словам директора театра Станислава Дубкова, омичи на фестивале были единственными представителями России. Кстати, на триумфальную поездку "Арлекина" из бюджета не потратили ни копейки, все расходы взяли на себя меценаты.
- Нынешний год оказался для нас непростым. Нам не выделили средств на содержание театра и постановку новых спектаклей. Задирать цены на билеты мы не можем, поскольку рискуем вообще потерять зрителя, - признает Станислав Дубков. - Понятно, что все это связано с общими экономическими трудностями. Но тогда есть смысл хотя бы поддерживать театральных инвесторов, на государственном уровне создавая для них условия, при которых вложения в развитие театра им станут выгодны. В частности, это могут быть налоговые послабления для бизнеса, который активно поддерживает отечественную академическую культуру.
Стоит сказать, что такие бизнесмены в регионе есть.
- Благодаря спонсорам нам удалось провести ряд крупных мероприятий, приуроченных к 300-летию Омска. Всероссийский кинофестиваль дебютов "Движение" и Международный театральный форум "Академия" также осуществлены при участии меценатов, - сообщил пресс-секретарь регионального министерства культуры Андрей Маслов. - Сегодня активно распространяется практика создания в театрах и музеях попечительских советов или иных общественных структур, способных расширить возможности внебюджетного финансирования.
Театральные деятели уверены, что без фестивальных гастролей не обойтись - это как в спорте: только соревнуясь с чемпионами мирового уровня, можно ставить собственные рекорды. Один из способов сэкономить - организовать фестиваль на своей территории. И омичи в этом преуспели. Театральные форумы "Академия", "Молодые театры России", "В гостях у Арлекина", став традиционными, привлекают в столицу Прииртышья десятки продвинутых трупп со всего мира. Впрочем, из года в год и они становятся все затратнее. Сейчас финансисты с "ножницами" в руках прикидывают смету международного кукольного фестиваля - 2017.
- Главное, чтобы он состоялся, - подчеркивает Станислав Дубков. - Если мы его пропустим, фестиваль просто умрет. А вместе с ним - и возможность обрести новый творческий опыт.
Авось обойдется
В региональном министерстве культуры подтверждают, что бюджетное финансирование сокращается, однако ситуация некритична.
- Коррективы в бюджет вносятся регулярно. По прогнозам, к декабрю разница между финансированием в 2015-м и 2016 годусоставит 36 миллионов рублей. Мы снизили расходы на приобретение основных средств, однако деньги на обеспечение деятельности учреждений и социальные гарантии сотрудников выделены в полном объеме, - поясняет Андрей Маслов. - К тому же Омская область активно участвует в федеральных конкурсах, и, став победителем одного из них, получила возможность создать сеть сельских кинотеатров. До конца 2017 года за счет средств федерального бюджета будет модернизировано оборудование девятнадцати кинозалов, каждый из которых получит пять миллионов рублей. Мы надеемся, что в новом году удастся реализовать и другие запланированные культурные проекты.
Александр Рубинштейн, заведующий кафедрой экономики искусства и культуры школы-студии МХАТ:
- В последнее десятилетие мы наблюдали успех отечественного театра. После периода упадка посещаемость спектаклей выросла почти на 75 процентов. Театры сохранили коллективы, увеличили число постановок. Зарплата росла быстрее, чем в производственных отраслях, чего не скажешь о культуре в целом. Поступательно, главным образом за счет продажи билетов, увеличивались и доходы театров. Однако стремительное удорожание билетов в последний год (на фоне снижения покупательной способности населения) вызывает у специалистов серьезные опасения. Предпосылки, что залы начнут пустеть, налицо. Очевидно, что путь дальнейшей коммерциализации губителен для театра. Впрочем, как и хроническое недофинансирование. Бюджетные потребности в этой сфере определяет не Государственная Дума, не общественные организации, не сами театры, а минфин РФ, который, по прогнозам, урежет финансирование культуры еще на десять процентов.