Напомним, что двое школьников сбежали от родителей, забаррикадировались в одном из частных домов, открыли огонь по полицейским, прибывшим на вызов, а потом покончили с собой. Установлено, что все эти события развивались в течение 5 часов, а сам подростки вели онлайн репортаж о происходящем на своих страничках в соцсетях.
"В этом деле пока рано ставить точку, - говорит Анна Кузнецова. - Мы хотим получить ответ на вопрос о нескоординированности действий в регионе, почему к переговорам не привлекались психологи и детские специалисты? Почему с подростками не общались по всем доступным каналам коммуникации?"
Псковская трагедия наглядно продемонстрировала, что необходимы четко проработанные механизмы реагирования в подобных ситуациях.
"Если речь идет о ЧП с участием детей (особенно при попытках совершить самоубийство), необходимо привлекать детских психологов, уметь вести переговоры, в том числе посредством социальных сетей, использовать все возможности для спасения детской жизни", - пояснила Анна Кузнецова и добавила, что планирует в ближайшее время обсудить этот вопрос с главой МВД России.
Уполномоченный по правам ребенка убеждена, что вопрос профилактики детских суицидов должен быть проработан системно на межведомственном уровне с привлечением родителей.
"Родителям нужно объяснять, как противостоять новым угрозам и на что обращать внимание в поведении детей, - объясняет она. - Остро стоит проблема оказания психологической помощи детям, так как наблюдается рост психических отклонений у несовершеннолетних. Только комплексные профилактические меры дадут необходимый результат".
Детский омбудсмен предлагает внести изменения в статью 110 Уголовного кодекса "Доведение до самоубийства", распространив ее действие на современные виртуальные способы склонения несовершеннолетних к самоубийству с использованием интернета и мобильной связи.
Справка "РГ"
1190 обращений о попытках суицидов поступило в Следственный комитет в 2015 году. 685 из них касались самоубийств детей. Возбуждено 421 уголовное дело.
За последние 6 лет вдвое увеличилось количество детей-инвалидов по причине психологической патологии (с 87 до 130 тысяч). А количество квалифицированных детских психологов неуклонно сокращается. В школах на одного штатного психолога приходится в среднем 650 детей.