Эрнест Алтабаев, отец троих детей, пришел на "поляну протеста" из-за проблем с жильем: крымские татары, вернувшиеся в Крым, украинскому правительству оказались не нужны.
- Поляны - это протест против всей украинской бюрократии, - поясняет Эрнест. - Люди приехали из депортации, их здесь не регистрировали, дома не давали оформлять. Уже дети подросли, а купить землю или квартиру фактически было невозможно. Мы писали заявления, пытались получить участок, но в ответ только отписки - земли нет. Российская власть нашла способ, как покончить с этим беспределом, государство взяло на себя генплан и многое другое, - продолжает Эрнест. - Но было бы неплохо, чтобы к участкам еще провели дороги, электричество и воду. Во времена Украины вообще не планировалось решать этот вопрос - было бы желание, за 10 лет все бы сделали. Россияне решили вопрос за два года.
Эрнест вспоминает, что в недавнем прошлом конфликт между крымскими татарами и властью обострялся постоянно: доходило и до столкновений с силовиками. Но страдал всегда народ, ведь силовики - тоже часть народа, им приходилось защищать интересы бюрократов.
С момента сноса построек на поляне до получения первичных документов на новые участки в селе Мирном Симферопольского района прошло меньше года.
- Результат работы власти есть, - говорит Эрнест. - Но доверие людей за два года не заработаешь. Они были обмануты государством ни один раз в течение 20 лет. Как обычно, перед выборами что-то сделают, а потом все... Пять лет народ сидит и ждет, что что-нибудь случится. Люди привыкли к этому.
Зитла Эюпов пришел на "поляну протеста" по тем же причинам, что и Эрнест. В течение долгих лет он обивал пороги сельсовета с заявлением о выделении участка.
- Всю жизнь по квартирам мотался, - вспоминает Зитла. - Я не мог получить от государства кусок земли, чтобы построить дом на своей родине. Огромное количество раз писал в поселковый совет просьбы о выделении земли, но мне отвечали, что ее просто нет. После этих всех отказов я вынужден был идти на незаконные шаги. Люди собирались вместе с одной и той же проблемой.
Примерно год назад Зитла снес самострой, а уже сейчас у него есть решение о выделении земли.
- Я стоял на поляне протеста в Мирном, - говорит Зитла, - и там же участок я и получил. Хочу построить дом, но надо, чтобы туда хотя бы электричество провели, дороги - это не одного года дело...
Другим участникам полян протеста, которые до сих пор сомневаются, Зитла советует воспользоваться шансом.
- Я хотел бы всем сказать: не опускайте рук, - говорит он. - С возвращением в состав России все изменилось, а Украина 20 лет ничего не делала. Нас не слышали, сейчас же за год проблема решилась.
Что касается инфраструктуры, в Совмине РК обещают обязательно заняться ей позже. В Госкомнаце заказали проектной организации схему застройки жилого массива в Мирном. Потом закажут детальный план территории с учетом инженерных сетей и социальной инфраструктуры. В крупном массиве будет более пяти тысяч участков. Планируется строительство медицинских и образовательных учреждений. Будут предусмотрены места для отдыха, детских и спортивных площадок. Финансирование - из федерального бюджета.
Справка "РГ"
Так называемые "самозахваты" появились в Крыму после возвращения репрессированных крымских татар и их семей на родину. До 2014 года проблема решалась медленно. Но в мае 2014-го президент России Владимир Путин подписал указ "О реабилитации репрессированных народов", а спустя два месяца на сессии Госсовета Республики Крым в первом чтении был принят законопроект "О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории РК".
Сейчас при Совмине РК работает республиканская комиссия, которая занимается вопросами выдачи земель тем участникам полян протеста, которые согласились снести временные постройки самостоятельно. Таких в Крыму, согласно последним данным, уже 3,5 тысячи человек.
Александр Спиридонов, председатель Госкомитета по госрегистрации и кадастру РК:
- В 2015 году в Госкомрегистре выдали первые 50 свидетельств о праве собственности на землю участникам крымских "полян протеста". Сейчас отдельной статистики нет - выборка по национальному признаку больше не ведется, все новые собственники равны.
Заур Смирнов, председатель Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан:
- Весь негатив, появившийся в украинский период из-за так называемого "земельного беспредела", вызывал у людей реакцию в виде "полян протеста". Их участники в то время были вынуждены платить "за участие" кураторам акции. Люди не могли выйти из процесса, потому что потратили и время, и деньги. Они платили, чтобы их не вычеркнули из списка.
Сегодня это пагубное и для власти, и для общества явление искоренено, и я думаю, что оно не повторится. Мы просим всех участников процесса соблюдать закон и не поддаваться никаким соблазнам. Подчеркиваю, никакие посредники с выделением земли никому не помогут, это возможно только через законную процедуру.