Вообще-то, концерн собирался сделать акцент на том, что самый главный подарок детям от родителей - это проведенное с ними время. "Я должен туда и сюда, я должен то и это, должен еще много-много больше сделать", - говорится в начале клипа. Родители заняты настолько, что маленькой девочке приходится ждать перед школой, когда ее заберут. Опоздавшая из-за покупки подарков мама подъезжает в конце клипа на автомобиле с номерным знаком MU-SS 420. В рекламе появляется также и другая машина со странным номерным знаком - SO-LL 3849.
Глава Центрального ведомства по политическому образованию земли Гамбург, где находится офис торгового концерна, Сабине Барнбергер-Штемман усмотрела в номерных знаках аллюзии на символы нацистов. В интервью журналу Manager Magazin она указала на то, что комбинацию букв SS, употреблявшуюся для обозначения элитарного войскового подразделения для защиты Адольфа Гитлера, запрещено помещать на номерных знаках в ФРГ. Кроме того, Барнбергер-Штемман увидела в цифрах 420 связь с днем рождения Гитлера 20 апреля. "Поскольку это запрещено, невозможно оправдать использование букв SS в рекламном клипе, даже если речь идет о фиктивном номерном знаке", - разъяснила глава ведомства.
В цифре 84 Барнбергер-Штемман распознала код, употреблявшийся для нацистского приветствия "Слава Германии!". "Эта цифра окружена 3 и 9, а 39 обозначает "христианскую идентичность". В кругах правых экстремистов это обозначает антисемитизм", - подчеркнула эксперт. Она отметила, что речь не может идти об "оплошности", допущенной рекламным агентством. Ведь нацистские коды и символы использованы в клипе несколько раз. Так что случайность здесь исключена, резюмирует глава ведомства.
Представитель торгового концерна Edeka оправдался, что номерной знак MU-SS содержит аллюзию не на нацистское время, а на глагол muss, несколько раз употребляющийся в клипе. В переводе с немецкого это слово означает "должен". "Мы сожалеем, что при этом у многих создалось неправильное впечатление. Это не было нашим намерением", - подчеркнул представитель Edeka. Фирма Jung von Matt не прокомментировала свое "творение".
"Даже несмотря на частое использование символов, это могло быть случайностью, - пишет газета Süddeutsche Zeitung. - Однако ни Edeka, ни рекламное агентство не проявили в этом случае особой бдительности". Вопросы газеты о том, будет ли клип снят и понесет ли агентство ответственность за свою оплошность, остались без ответа.
Edeka не единственный немецкий продовольственный торговый концерн, у которого возникли проблемы с рекламой. Так, несколько лет назад ведущая сеть по продаже кофе Tchibo использовала в своей рекламе выражение "Каждому свое". Желая обратить внимание на начавшееся сотрудничество с итальянским предприятием Esso, немецкий концерн имел в виду различные сорта и способы приготовления кофейных зерен. Однако реклама вызвала всеобщее возмущение, так как этот лозунг, уходящий корнями в античную философию, был помещен на воротах фашистских концлагерей.