Этот уникальный процесс был проведен в Ленинском суде под председательством судьи Владимира Конорева и завершился вынесением повторного обвинительного приговора названным выше бывшим силовикам. История давняя, но, как видим, до сих пор незабываемая для курского правосудия. Уголовное дело возникло в связи с тем, что в ночь с 19 на 20 сентября 2007 года командир взвода № 1 роты № 1 отдельного батальона ППС Золотушников и заместитель командира взвода № 2 той же роты Романенко жестоко избили задержанного ими же и доставленного в ОМ-1 41-летнего инженера по банкоматам Александра Полякова, в результате к утру пострадавший умер в камере для административно задержанных от закрытой черепно-мозговой травмы.
По первому приговору Ленинского районного суда от 3 июня 2009 года Романенко и Золотушников были осуждены на 8 и 8,5 года лишения свободы соответственно, с отбыванием наказания на общем режиме. Однако в вину им было поставлено только превышение должностных полномочий с применением насилия и тяжкими последствиями. И когда тот первый приговор уже был фактически исполнен, осужденные уже находились на свободе, появились результаты еще одной судебно-медицинской экспертизы, проведенной в Москве. Из них следовало, что к роковой травме привело именно избиение человека (для ее возникновения требовалось не менее двух ударов), а не скажем, его "собственное" падение после ударов или толчков. На основании этих данных Верховный суд РФ в апреле 2014 года полностью отменил приговор Ленинского районного суда города Курска от 3 июня 2009 года и, указав на необходимость применения к совершившим злодеяние должностным лицам более суровой статьи УК РФ, отправил дело на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе судей.
Вновь работало следствие, состоялся новый долгий судебный процесс. В итоге был вынесен повторный приговор, которым бывшие силовики Игорь Золотушников и Александр Романенко признаны виновными не только по части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий), но и по части 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). На этот раз оба получили по 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кроме того, осужденные лишены права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на 3 года (после отбытия основного наказания).
Теперь этот приговор вступил в законную силу. Курский областной суд полностью поддержал выводы суда первой инстанции о том, что от начала до конца действия осужденных силовиков по отношению к погибшему Александру Полякову были незаконными. Совершенно безосновательным было задержание и препровождение в отдел трезвого человека за нарушение городских правил санитарии и благоустройства (он, якобы, бросил на асфальт пустую пачку из-под сигарет, хоть и не курил), затем повторное задержание за "неповиновение представителям власти", которго суд не усмотрел. Что уж говорить о "законности" смертного боя, которым человека били люди в погонах!
В ходе рассмотрения данного дела судами и первой, и апелляционной инстанций спорной была позиция о том, как при назначении подсудимым срока лишения свободы произвести зачет уже отбытого ими наказания. По первому приговору, впоследствии отмененному, Романенко получил 8,5 года, а Золотушников - 8 лет в колонии на общем режиме. Оба отбыли в спецколонии Нижнего Тагила по половине назначенных им сроков и освободились условно-досрочно. Конечно, по возвращении в Курск, на свободе, им приходилось соблюдать соответствующий режим, ходить на отметки в уголовно-исполнительную инспекцию. Теперь осужденные вторым приговором и их защитники настаивали на том, что период условного лишения свободы (после освобождения из колонии по УДО) должен быть засчитан как реально отбытое наказание. Апелляционный суд отверг эту претензию: "Зачет времени нахождения на свободе после условно-досрочного освобождения в срок наказания законом не предусмотрен". С учетом отбытого наказания осужденным Золотушникову и Романенко предстоит провести в колонии еще почти по восемь лет.
Между тем в этой долгой судебной истории вынесены еще не все правовые оценки. Потерпевшая - сестра погибшего Наталья Емельянова - намерена обратиться в суд с гражданским иском к минфину. (Таково правило: ущерб по решению суда компенсирует тот бюджет, на содержании которого находились осужденные госслужащие, а впоследствии расходы бюджета обращаются непосредственно на осужденных). После первого приговора в отношении Золотушникова и Романенко, впоследствии отмененного, Ленинский суд Курска рассмотрел и удовлетворил иски потерпевших по "делу об убийстве Полякова". Однако те иски заявлялись и рассматривались на основе осуждения виновных по статье о превышении должностных полномочий. А теперь, как считает Емельянова, при наличии обвинительного приговора по части 4 статьи 111 УК РФ, то есть за более тяжкое преступление, возникли основания заявить гражданские иски уже с учетом этого обстоятельства.