Зоопарк страшно популярен - самый популярный в Англии. И очень знаменит. И входит в десятку лучших зоопарков планеты. Каждой год туда приезжают более полутора миллионов посетителей.
Создан он в 1930 году как частная лавочка - на голом энтузиазме, нахрапе и упорстве Джорджа Моттершида и его семьи. И путь Моттершидов к популярности их детища совершенно не был усыпан лаврушкой и карамельками. Усыпан он был шипами, терниями и бедами. Финансовыми, и, так сказать, психологическими: непониманием, отторжением, нежеланием окружающих. Еще был усыпан кознями. Отчаянием тоже.
Но Джордж пер, простите за банальность оборота, за мечтой как носорог. Будучи еще мальчишкой, он побывал как-то в зоопарке в Манчестере и вдохновился. Дав себе командирскую заруку, что как вырастет - непременно откроет свой зоопарк. Но только без клеток, вольным выпасом.
История там хорошая, с яркими пятнами. Неудивительно, что Мэтт Чарман ("Шпионский мост") да Адам Кемп, продюсер двух дюжин исторических и "биологических" сериалов ВВС, перелопатили ее в сценарий. А режиссеры, снимавшие "Кентерберийские рассказы", "Иерихон" и "Доктора Кто" поставили по нему в 2014 году отличный мини-сериал на шесть эпизодов - "Наш зоопарк" (Our Zoo). Взяв за основу шмат времени от момента, когда Моттершиды приютили на своем заднем дворе несчастного облезлого верблюда, до момента, когда, продравшись через мытарства и штыки, будущий Честерский получил официальное разрешение властей на открытие.
Любите Даррелла? Тогда вам без разговоров сюда. Правда, Our Zoo - это не совсем давешние чудесные, например, The Durrells, снятые по "трилогии Корфу" и мимоходом надергавшие несколько сюжетных линий из других книжек Джеральда. Это скорее производственная ретро-драма. Где-то - чопорная. Где-то - неанглофилам не совсем понятная. Рассказ про непреклонное противостояние консерватизму и местечковой зашоренности.
Так называемые специалисты по так называемому биоэнергетическому обмену делят людей на энергетических вампиров, пассивных энергетических вампиров, пассивных доноров и активных доноров. Где последние - наиболее любопытны. Этих созданий переполняет энергия настолько, что они ее не просто отдают, а впихивают насильно. (Все же слышали фразочку "он буквально заражает всех своим энтузиазмом"?)
Удачливые политические лидеры, действительно значительные артисты "больших и малых театров", основатели сомнительных, как правило, религиозных культов - среди этих товарищей активных доноров завались. Плюс один основатель зоопарка.
Перетащив семью в тамошнюю Тмутаракань Темрюкскую и начав ютить в хлипкие сарайки то медведя, то изрядного удава, славный Джордж (Ли Инглби, "Жизнь на Марсе", "Лютер") не нашел, мягко сказать, понимания в среде аборигенов. А когда аборигены ему говорили что-то вроде: "Знаешь, Джордж, мы опасаемся, что медведи убегут и съедят наших детей", - приступал горячиться и обзывать местных жителей противниками прогресса. Напирая на то, что для их же блага старается…
И тут, пожалуй, есть крайне шаткий момент. Про свой устав в чужом монастыре. Про "вам назло сделаю вас счастливыми и веселыми", про прочие парадоксы. Но авторы сериала данный нюанс старательно игнорируют, вырисовывая местных сплошь злыднями и глупцами, вредителями, диверсантами и саботажниками. Во главе с мэром и пастырем. То и дело вызывая в памяти бессмертную реплику "Рабы любви".
Тогда как людей очень легко понять. А осуждать - как минимум неразумно. И в этом главная, да и, наверное, единственная проблема "Нашего зоопарка" - чересчур явная симпатия создателей к Моттершидам и нежелание видеть обратную сторону этой Луны. В остальном же все просто прекрасно.