Праздник был устроен в таком духе, что юбиляры предстали в этот вечер в имидже живых легенд из эпохи СССР. Госхор и Госоркестр плотно заполнили сцену Большого театра, а на экране задника транслировалась документальная хроника: мелькали лица великих композиторов, дирижеров, певцов, инструменталистов - всех, с кем работали и выступали коллективы за 80 лет. Среди сотен лиц - Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Давид Ойстрах, Павел Коган, Иегуди Менухин, Святослав Рихтер, Александр Гаук, Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Натан Рахлин, Константин Иванов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Эрих Клайбер и другие. В соответствии с масштабами хроники патетический закадровый голос зачитывал выдержки из правительственных указов, постановлений, высказывания великих музыкантов, руководителей, маршалов о юбилярах. В праздничном концерте со светлановским оркестром выступали дирижеры Томас Зандерлинг и Кристиан Ярви, с хором Свешникова - нынешний худрук коллектива Евгений Волков. Зал воодушевился, когда на сцене появились гости из Грузии - ансамбли "Мцхета" и "Сулико".
Как оказалось, с прозвучавшей в программе песни "Цангала да Гогона" из оперы "Даиси" Захария Палиашвили начиналась когда-то история Госхора. Далее в ранге гостей на сцену выходили скрипач Михаил Симонян, пианистка Екатерина Мечетина, звезда мировой оперы Ольга Бородина, сопрано Анита Хартиг, украинский тенор Дмитро Попов и балерина Ольга Смирнова, заменившая заявленную в афише Диану Вишневу в "Умирающем лебеде". Мелькнула шутка - Хор Свешникова спел а’capella для Госоркестра, притоптывавшего в ритм ногами, "Время, вперед!" Георгия Свиридова, а Госоркестр, чуть смущаясь, спел для свешниковцев хрестоматийный канон "Со вьюном я хожу". Между тем, интригой вечера была мировая премьера обнаруженной в архивах партитуры Сергея Прокофьева - "Проект Гимна СССР", не прошедшей конкурс "Гимнов" в 1943 году. Впервые с того времени это сочинение прозвучало - с ораториальным размахом и теплой кантиленой в духе знаменитой арии Кутузова из "Войны и мира", с богатой оркестровой фактурой и сумрачным звучанием стихов Сергея Михалкова.
Историю появления этой прокофьевской партитуры комментирует руководитель Свешниковского хора Евгений Волков:
- Мы нашли эту партитуру в Государственном архиве литературы и искусства. Дело в том, что принятию Гимна на музыку Александра Александрова предшествовал большой конкурс, на который было подано около двухсот работ, в том числе, работы классиков первой величины - Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Их музыка в большой финал не вышла, но всем композиторам была выражена благодарность и выплачены денежные премии, несмотря на трудные времена. Известно, что прослушивания проходили очень сложно, проекты поступали постоянно, один тур накладывался на другой. Сталин был на последнем прослушивании, а занимался всем конкурсом Климент Ворошилов. Его после череды поражений в первые месяцы войны отстранили от руководства войсками и поставили курировать сферу искусств, в том числе, и конкурс на Гимн Советского Союза. Прокофьев написал несколько вариантов Гимна, но до партитуры довел только самый последний вариант. На каком-то туре этот проект забраковали. Не могу сказать, почему, но, наверное, эта музыка не могла бы стать Гимном ни в одной стране. Это замечательная песня о Родине, прекрасно сделанная партитура, очень тонкая, с большим количеством находок. И, конечно, она достойна звучать в концертах. У нас, кстати, в репертуаре хора уже есть замечательный проект Гимна РСФСР Прокофьева на слова Степана Щипачева ( это другой конкурс - 1945-46 годов), и эта музыка всегда имеет большой успех к слушателей. То, что проект Гимна СССР прозвучал наконец публично, это просто волшебство. Возможно, эта музыка не относится к сочинениям Прокофьева первой величины, но чуткий слушатель обязательно найдет в ней что-то свое.