30.11.2016 20:38
Культура

В Большом театре отпраздновали юбилеи Госоркестра и Госхора

В Большом театре отметили юбилеи Госоркестра и Госхора
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (7140) Российская газета - Столичный выпуск: №272 (7140)
На Исторической сцене Большого театра соединились почти три сотни музыкантов  ГАСО им. Е.Ф. Светланова и Государственного Академического Русского хора им. А.В. Свешникова. Коллективы, созданные в 1936 году указом Совнаркома с целью служить эталоном в исполнительском искусстве СССР, не раз за 80 лет своей истории выступали вместе, исполняя и записывая сочинения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Берлиоза, Малера, Рахманинова,  Шостаковича, Свиридова, Щедрина и др. Своему творческому союзу коллективы  посвятили юбилейную программу.
Читать на сайте RG.RU
В Московской консерватории наступит "золотая эпоха Голливуда"

Праздник был устроен в таком духе, что юбиляры предстали в этот вечер в имидже живых легенд из эпохи СССР.  Госхор и Госоркестр плотно заполнили сцену Большого театра,  а на экране задника транслировалась документальная хроника: мелькали лица великих композиторов, дирижеров, певцов, инструменталистов - всех, с кем  работали и выступали коллективы за 80 лет. Среди сотен лиц  - Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Давид Ойстрах, Павел Коган, Иегуди Менухин, Святослав Рихтер, Александр Гаук, Евгений Мравинский,  Евгений Светланов, Натан Рахлин, Константин Иванов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер,  Эрих Клайбер и другие. В соответствии с масштабами хроники патетический закадровый голос зачитывал выдержки из правительственных указов, постановлений, высказывания великих музыкантов, руководителей, маршалов о юбилярах. В праздничном концерте со светлановским оркестром выступали дирижеры Томас  Зандерлинг и Кристиан Ярви, с хором Свешникова - нынешний худрук коллектива Евгений Волков. Зал воодушевился, когда на сцене появились гости из Грузии - ансамбли "Мцхета" и "Сулико".

Прокофьев написал несколько вариантов Гимна, но до партитуры довел только последний вариант

Как оказалось, с прозвучавшей в программе песни "Цангала да Гогона" из оперы "Даиси" Захария Палиашвили начиналась  когда-то история Госхора.  Далее в ранге гостей на сцену выходили  скрипач Михаил Симонян, пианистка Екатерина Мечетина, звезда мировой оперы Ольга Бородина, сопрано Анита Хартиг, украинский тенор Дмитро Попов и балерина Ольга Смирнова, заменившая заявленную в афише Диану Вишневу в "Умирающем лебеде". Мелькнула шутка -  Хор Свешникова спел а’capella для Госоркестра, притоптывавшего в ритм ногами, "Время, вперед!" Георгия Свиридова, а Госоркестр, чуть смущаясь, спел для свешниковцев хрестоматийный канон "Со вьюном я хожу". Между тем, интригой вечера  была мировая премьера обнаруженной в архивах партитуры Сергея Прокофьева -  "Проект Гимна СССР", не прошедшей конкурс "Гимнов" в 1943 году. Впервые с того времени это сочинение прозвучало - с ораториальным размахом и теплой кантиленой в духе  знаменитой арии Кутузова из "Войны и мира", с богатой оркестровой фактурой и  сумрачным звучанием стихов Сергея Михалкова.

Прямая речь

Историю появления этой прокофьевской партитуры комментирует руководитель Свешниковского хора Евгений Волков:

11-летняя девочка-вундеркинд поставит оперу в Вене

- Мы нашли эту партитуру в Государственном архиве литературы и искусства. Дело в том, что принятию Гимна на музыку Александра Александрова предшествовал большой конкурс, на который было подано около двухсот работ, в том числе, работы классиков первой величины -  Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Их музыка в большой финал не вышла, но всем композиторам была выражена благодарность и выплачены денежные премии, несмотря на трудные времена. Известно, что прослушивания проходили очень сложно, проекты поступали постоянно, один тур накладывался на другой. Сталин был на последнем прослушивании, а занимался всем конкурсом Климент Ворошилов. Его после  череды поражений в первые месяцы войны отстранили от руководства войсками  и поставили курировать сферу искусств, в том числе, и конкурс на Гимн Советского Союза. Прокофьев написал несколько вариантов  Гимна, но до партитуры довел только самый последний вариант. На каком-то туре этот проект забраковали. Не могу сказать, почему, но, наверное, эта музыка не могла бы стать Гимном ни в одной стране. Это замечательная песня о Родине,  прекрасно сделанная партитура, очень тонкая, с большим количеством находок. И, конечно, она достойна звучать в концертах. У нас, кстати, в репертуаре хора уже есть замечательный проект Гимна РСФСР Прокофьева на слова Степана Щипачева ( это другой конкурс - 1945-46 годов), и эта музыка всегда имеет большой успех к слушателей. То, что проект Гимна СССР прозвучал наконец публично, это просто волшебство.  Возможно, эта музыка не относится к сочинениям Прокофьева первой величины, но чуткий слушатель обязательно найдет в ней что-то свое.

Классика