Карловы Вары. Чудесный курорт, собирающий страждущих со всего мира. Трижды в день в любую погоду соискатели здоровья идут к источникам целебной воды, наполняют свои емкости и сосредоточено пьют. Питие обязательно сопровождается разговорами о здоровье. "Мне врач велел пить 200 граммов. Но это же очень мало! Я всегда добавляю хотя бы еще столько же".
Другая "горячая" тема - количество назначенных процедур. И время, отпущенное на каждую. Об этом не только у источников - об этом постоянно и везде. И не только в Карловых Варах.
"У меня всего три процедуры. Я заплатила и взяла еще две" - делится дама, которая постоянно твердит, что устала, что едва успевает с одной процедуры на другую, но иначе зачем ездить на курорт. Молодой мужчина возмущается массажистом: "Полчаса на массаж! Это же безобразие!". Его поддерживает пациент постарше и тут же дает совет: "А вы заплатите. Я заплатил, и теперь меня массируют почти час". Разговор поддерживает многокилограммовая дама: "По расписанию у меня ванна 20 минут. Но я договорилась. Теперь сижу сорок минут". День назад этой даме срочно вызывали врача - поднялось давление...
Заметим: во времена Чехова люди были куда менее осведомлены по части болезней. Не было таких СМИ, а главное, Интернета, который знает о наших и не наших болезнях все и даже больше. А подобное познание чревато. Помните, у Джером Джерома рассказ, как герой, изучающий симптомы болезней, находит у себя буквально все. Кроме... родильной горячки, потому как сам мужчина. В других переводах этого рассказа вместо родильной горячки - "вода в коленной чашечке" . Но суть от этого не меняется.
Есть даже термин "болезнь третьего курса": именно на третьем курсе студенты-медики изучают симптомы болезней и постоянно находят их у себя. Находят даже те, кто не подвержен внушению. Но может, все это не заслуживает специальных исследований ученых? И их выводы о росте заболеваний у тех, кто "уходит в болезнь", преувеличены? Обо всем этом обозреватель "РГ" беседует с академиком РАН Юрием Бузиашвили.
Юрий Бузиашвили: Вот вы об отдыхающих, озабоченных количеством, временем проводимых процедур. Но это же не только на отдыхе! Представьте себе пациентов, которые встревожены тем, что вчера капельницу ставили в 13.02, а сегодня в 13.20. Не опасно ли это? Или которые пытались прокапать капельницу с полезным для них лекарством до последней капли, тщательно наблюдая за этим. Напряжение слежения и регистрации времени намного опаснее, чем недолитые 5 мл (из 200 мл) капельницы.
Учитывая, что такое поведение человек проявляет не только в адрес капельницы или времени ее установки, но и того, что творится вокруг его "неповторимой и эксклюзивной" фигуры, то это просто хронический стресс. Тревожность, желание объять необъятное, быть для всех хорошим, ни у кого не оставаться в долгу, преуспеть, не отстать, завидовать, злиться - это все череда стрессов, уносящих наше здоровье, выявляя слабые места организма и ведя к омоложению заболеваний.
Симптом болезни, сама болезнь оказываются желательными, нужными, дающими определенные выгоды в сложившейся ситуации. Либо выход из тяжелых условий, либо уход от не устраивающей действительности. Отсюда и термин - "бегство в болезнь", "уход в болезнь от действительности". Иван Павлов считал, что подобные болезненные состояния, которые однажды помогли больному выйти из сложной ситуации, могут закрепляться по типу условного рефлекса. Симптом или болезнь становятся условно приятными, нужными, выгодными больному. Как-то мой друг, крупный коммерсант в возрасте за 60 лет привел свою жену и, зайдя ко мне в кабинет, сказал: "Делай с ней, что хочешь, хоть режь. Но такую я ее домой не заберу". Разобравшись, я понял, что причиной стали ежедневные обследования, чемодан результатов анализов, не только материальное обременение, но и морально невозможное ежедневное наблюдение за зациклившимся на болезнях близким человеком.
А болезней как таковых не было?
Юрий Бузиашвили: Не было. Другой пример на эту же тему. Ко мне в кабинет зашли два красивых сибирских богатыря. Муж и сын женщины, которой предстояла полостная операция. Исходя из долго существующих жалоб, ее направили к нам для обследования и лечения. Первые же результаты обследования резко разнились с типичными жалобами на стенокардию. Я даже разошелся во мнении с лечащим врачом, которая утверждала, что объективных данных о заболевании нет. Мы выполнили подытоживающее инвазивное исследование: сосуды оказались чистыми. Я снова детально поговорил с пациенткой и понял, что, работая в библиотеке и живя долгие годы рядом с матерью, страдающий ишемической болезнью сердца, она изучила это заболевание по литературе не хуже квалифицированного врача.
Для подтверждения диагноза "невроз" я попросил консилиума одного из лучших неврологов страны Давида Рувимовича Штульмана. После консилиума он подтвердил мой диагноз. Провожая его, я был преисполнен уважения к себе за правильно поставленный диагноз. Каково же было мое удивление, когда он сказал мне, что это не единичный случай, а нередко встречающаяся ситуация, когда женщины имитируют заболевания, а иногда даже перенесенные инфаркты и инсульты. Вовлекая в свое состояние мужей, а часто и всю семью, они годами, обследуются, лечатся и, будучи органически здоровыми, годами ходят скрученными или с резкими ограничениями двигательных функций. Испуганные глаза, не имеющего органических изменений человека, - это уже предзаболевание, на которое он, к сожалению, обречен, если не принять экстренных мер, направленных на лечение психологических изменений, возникших у человека.
Болезнь можно себе внушить?
Юрий Бузиашвили: Мысль о возможном заболевании обязательно вызывает эмоциональную реакцию организма - стресс. Во время стресса происходит выброс гормонов, в том числе, адреналина. Он же способствует увеличению количества сердечных сокращений, развитию спазма сосудов, приводит к быстрому повышению артериального давления, что отражается на обеспечении сердца кислородом. Этот механизм заложен природой, чтобы перевести человеческий организм в экстренный режим работы. Поэтому хронический стресс и приводит к расстройствам сердечно-сосудистой деятельности и преждевременному поражению сердца.
Это только одна из возможных схем негативного влияния возможной (надуманной) опасности на организм. Но, длительно существуя, это приводит к развитию хронического заболевания, к обострению имеющихся. Проведенные исследования показывают наиболее частую заболеваемость и ранний уход из жизни людей, постоянно ищущих в себе болезни. Поговорка, что "приближается то, за чем гонишься", хорошо иллюстрирует это состояние. Оно не приходит сразу, имеет свои корни и среду развития.
Ожидание плохого - хуже самого плохого?
Юрий Бузиашвили: Безусловно! Здесь уместны слова мудреца: "Не жалей, что было, не мечтай, что будет, береги, что есть". Ведь надежда и ожидание - источник страдания. Кто-то может резонно возразить: "То, что на свете дано нам, друзья, ни убавить нельзя, ни прибавить нельзя". Но это для людей с черно-белым мышлением, которое присуще практически каждому. Судьба - это попытка поймать несуществующее. Нельзя гоняться за счастьем - оно всегда в тебе самом.
Но не каждому дано уметь быть счастливым.
Юрий Бузиашвили: Слово "уметь" может вызвать много вопросов. Что определяет счастье? Безусловно, это физическое и психическое здоровье, составляющими которого являются легкость бытия (духовная просветленность), личная свобода и согласие разногласного в себе, то есть гармония.
Будьте всегда спокойны, довольны и веселы?
Юрий Бузиашвили: Многие с ехидством оценят такую рекомендацию. Но мы во многом прогнозируемы и самоуправляемы. Просто необходимо воспитывать в себе эти навыки. Ведь у спортсменов с большими физическими нагрузками огромную роль играет психоэмоциональное настроение и подготовка. Настоящая забота о здоровье обязательно должна проецировать имеющиеся знания в грамотный образ жизни и отдыха.
Убежден: лучший помощник врача - пациент. Оптимизм обоих участников лечения - залог выздоровления и сроков выздоровления. Люди, страдающие поиском болезней у себя, должны осознать, что они должны победить этот страх и делать это надо каждый день. Спокойным сердцем и уравновешенностью мы открываем путь к счастью. А в счастливом теле счастливый дух, и наоборот. Ибо, переживая, боясь и страдая, мы разрушаем душевное спокойствие, без которого невозможно оставаться здоровым. Боязнь поражения (болезни) закрывает путь к успеху. "Не могу" - путь к поражению. "Я попробую" - дорога к успеху. И в этом нет никакого чуда.
Опасно вовлечение людьми, постоянно думающих и боящихся заболеваний, своих близких и окружающих в свои страхи и проблемы. Они, порой, в этом искусны. В процессе поиска диагноза и лечения оказывается вся семья, которая иногда теряет объективность оценки и не видит реалий. Это очень сложный процесс. Без искусного специалиста-психолога решить такую проблему нельзя.
А как быть к ставшей популярной шутке, что сегодня нет здоровых людей - есть необследованные больные?
Юрий Бузиашвили: Отчасти она оправдана. Переведя медицину из раздела медицинской помощи в раздел медицинских услуг, все чаще платных, мы теряем ту грань, за которой дезавуировать медицинскую нечистоплотность очень сложно. С одной стороны, врачи приравнены к обслуживающему персоналу, потеряв шарм элитарности в решении самых главных, наверное, вопросов здоровья. А с другой, порой и часто они и начинают себя вести как обслуга: не уважая, не ценя и не жалея предмет своей обслуги. И это - трагедия сегодняшнего дня. Свалиться в нее можно быстро. Дорога обратно займет поколения.
Когда встречаемся, когда звоним друг другу самый обычный вопрос: "Как живете?". Чаще всего в ответ начинается разговор о болезнях, о здоровье...
Юрий Бузиашвили: Лучший и любимый ответ: "Болеть некогда".