Дисциплина как в лагере
Расхожее мнение о том, что осужденные, как правило, заняты валкой леса или пошивом одежды, сегодня уже не сильно соответствует действительности, в чем убедилась корреспондент "РГ", побывавшая в ИК-11. На небольшой территории промышленной зоны располагаются 15 производственных участков. Они размещены в двух цехах и гараже. Здесь берутся за любой заказ - от пошива рукавиц для внутренних нужд до ремонта автобусов для местного автопарка.
Из 1285 осужденных, отбывающих срок в ИК-11, непосредственно на производстве задействованы 650. Еще 90 человек трудоустроены в качестве обслуживающего персонала в банно-прачечном комбинате, отрядах, на кухне и других объектах.
- В исправительной колонии строгая дисциплина. Как в армии или пионерском лагере, - рассказывает Николай Большаков, начальник отдела воспитательной работы ИК-11 и по совместительству наш гид. - Подъем - в 5.20, отбой - в 21.20. Для работающих заключенных свой распорядок дня. Работа на производственных участках ведется в две смены: с 6.00 до 14.00 и с 14.00 до 22.00, а на некоторых и в третью - с 22.00 до 6.00.
Первыми трудоустраивают должников
Специфика ИК-11 (заключенные - бывшие силовики, как правило - без технического образования) отражается и на производственной сфере.
- Когда к нам прибывают осужденные, их сразу отправляют в зону карантина, - говорит заместитель начальника центра трудовой адаптации осужденных ИК-11 Николай Антонов. - Там я узнаю у них, какие гражданские специальности за плечами, кто на кого учился. У большинства юридическое образование, примерно 10 процентов с техническими специальностями. Например, есть такие, кто учился в профтехучилище, но никогда не работал по специальности. Зато здесь набираются опыта. В первую очередь мы трудоустраиваем тех, кому нужно выплачивать иски.
Зарплата здесь сдельная. Осужденные за месяц могут заработать от 300 до 10 тысяч рублей - все зависит от заказов и, конечно, трудолюбия. Деньги перечисляются на личный счет. Их можно потратить и на дистанционное обучение, и на еду из местного киоска. Но сначала из зарплаты вычитают средства на содержание и питание.
Кстати, на осужденного из казны тратится более пяти тысяч рублей в месяц. Сюда входят коммунальные платежи (примерно две тысячи), питание (около трех), медобслуживание (около 500 рублей) и прочие расходы (200). В год получается более 60 тысяч, а если сумму умножить на срок каждого заключенного...
- Моя профессиональная мечта - создать закон, чтобы все осужденные работали, а не сидели на шее у налогоплательщиков, - продолжает Николай Антонов. - Если осужденный не работает, то в завершение срока нужно выставить ему счет.
Пекут курабье и кексы
Вернемся на производство. В прошлом году в ИК-11 наладили выпуск печенья на продажу - хлеб-то для себя давно уже пекут. Сейчас в ассортименте более десяти видов, например курабье и кексы. Сначала здесь планировали изготавливать макаронные изделия, но, изучив потребности рынка, поняли: спрос выше именно на сладости.
В другом цехе делают нарды. Здесь даже станок с ЧПУ есть. Хоть автоматика и ускоряет процесс вдвое, ручной труд ценится выше.
- Все равно после машины приходится кое-где поправлять, лучше уж сразу руками делать, - признаются заключенные.
В ИК-11 сотрудничают с Горьковским автозаводом - делают поручни для "ГАЗелей". И автобусы ремонтируют для борского автопредприятия.
- Месяц назад к нам поступил автобус в плачевном состоянии, - объясняет осужденный Иван Назаренко. - За этот год второй автобус делаем. Прошлый ремонтировали месяц. Сборка, разборка, дефектовка, кузовные работы - все мы. Механическую часть не трогаем. Сложнее всего восстанавливать гнилушки. Работа здесь нужна, чтобы дурные мысли в голову не лезли. Если бы мне не нравилось работать, я просто сидел бы в отряде без дела.
Осужденный Марат Валеев считает, что новые навыки никогда не помешают, но использовать их на воле пока не планирует.
- У меня два образования: кораблестроительное и юридическое, - говорит он. - По второму работать уже вряд ли получится. Так что, скорее всего, буду осваивать первое. А здесь изготавливаю пластиковые окна и двери, а также собираю сухие пайки.
На выставку: себя показать и на заказчика посмотреть
ИК-11 заключает производственные договоры на выставках или в бизнес-инкубаторах, также заказы приходят централизованно из ГУФСИН.
Бывает, что работа сама находит исполнителей. Часто в колонию обращаются представители предприятий и заказывают металлические, деревянные или швейные изделия. Например, винтовые сваи, беседки, лавки, козырьки, навесы, перила, спецодежду.
Под заказы приходится перепрофилировать некоторые производственные участки. Так, на одной из площадок раньше колотили деревянные поддоны, а теперь изготавливают для борского детсада кроватки - работу выполняют на совесть, не отличить от фирменной. В данном случае, кстати, заказчик поставил оборудование, протянул кабели.
А чтобы не терять сноровку в производстве поддонов, колония приняла новый столярный заказ - изготовление ящиков под тротил.
В этом же году были созданы и другие новые участки: по обтяжке мебельных фасадов пленкой и по изготовлению индивидуальных продовольственных пайков для спецконтингента. Производственные площадки открыли там, где раньше собирали пластиковые окна (сейчас на них практически нет спроса).
Исправительная колония всегда готова подстроиться под запросы рынка. Чего здесь только не делали! И костюмы для сноубордистов, и собачьи будки, и мангал в виде грузовой машины. К любому изделию в ИК-11 подходят творчески, с авторской изюминкой.
Николай Теущаков, начальник ГУФСИН России по Нижегородской области, полковник внутренней службы:
- Во всех 18 исправительных колониях Нижегородской области организованы производственные участки и действуют центры трудовой адаптации осужденных или производственные (трудовые) мастерские.
В этом году освоен выпуск 45 новых видов изделий. Объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг в фактических ценах за девять месяцев этого года составил примерно 503 миллиона рублей, а за аналогичный период 2015-го - почти 476 миллионов.
Василий Бугай, директор Нижегородского филиала Современной гуманитарной академии (СГА) и Нижегородского гуманитарно-технического колледжа (НГТК):
- Наши учебные заведения проводят дистанционное обучение для осужденных и сотрудников в 12 исправительных учреждениях Нижегородской области. Заключенные могут получить высшее образование по таким специальностям, как юриспруденция, экономика, менеджмент, психология, информатика и вычислительная техника и лингвистика, а в НГТК - среднее профессиональное по экономике и бухучету, прикладной информатике, земельно-имущественным отношениям, праву и организации социального обеспечения.
За 10 лет обучения образование в колониях получили примерно 300 осужденных и 77 сотрудников исправительных учреждений и членов их семей. Кстати, один заключенный за 18-летний срок получил три высших образования: по психологии, экономике и юриспруденции. С ИК-11 СГА сотрудничает семь лет, а НГТК - второй год. За это время 26 осужденных и 17 работников ИК-11 получили профессиональное образование. Сейчас в наших учебных заведениях проходят обучение девять осужденных из ИК-11 и столько же сотрудников колонии и членов их семей.