05.12.2016 16:52
Общество

Шахназаров предложил изучать в школе шесть "основополагающих писателей"

Текст:  Андрей Васянин
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой и Чехов. Произведения только этих "основополагающих писателей" предложил оставить в школьной программе Генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.
Читать на сайте RG.RU

Предложение прозвучало во время выступления Шахназарова на совместном заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству и президентского Совета по русскому языку. "Но изучать их надо хорошо, этого вполне достаточно, учитывая, что большое число современных школьников после школы вообще уже ничего не прочитают, - сказал Шахназаров. - А те, кто прочитает этих наших классиков, непременно захотят прочитать и Голсуорси, и Шекспира, и Бальзака, и Стендаля, и Мериме".

Мы попросили людей, имеющих непосредственное отношение к изучению литературы, поделиться своим мнением на этот счет.

Александр Архангельский, литературный критик, телеведущий:

- Безусловно, в старших классах можно хоть весь год учить "Войну и мир", и на примере этого романа понять всю русскую литературу и всю русскую жизнь. Но литература, кроме всего прочего, должна дать кругозор. Чтобы понять, что такое литература, шестерых классиков, может, и хватит. Но чтобы встретиться с литературой - нет.

Васильева: Из ЕГЭ по литературе полностью исчезнет тестовая часть

А классиков иностранных, о которых говорит Карен Георгиевич, изучать после классиков русских, боюсь, дети уже не захотят. Наши классики всегда жили в контексте мировой культуры, и мы их просто кастрируем, если выйдем из этого контекста. Да, в том, что не надо гнаться за количеством авторов и произведений, Шахназаров прав, а в остальном… Он просто никогда не работал в школе.

Екатерина Баркина, завуч школы №1268 г. Москва:

- А как же Серебряный век? Сегодня без него сложно представить себе русскую литературу, это время определило все развитие культуры XX века. И не надо забывать, что наши классики достаточно сложны. Я сильно сомневаюсь, что ребенок, который учится большей частью на "тройки" - а таких в старших классах сегодня много - может в полном объеме понять Достоевского, Толстого, не говоря уж о Пушкине, который, вопреки расхожему мнению, отнюдь не прост. Да и Лермонтова изучать подробно, читать всю его поэзию, я не вижу смысла, у него далеко не все попадает в "первые ряды".

Екатерина Баркина: Задача школы иная - привить ученикам вкус к чтению

Это идея, с которой можно работать, апробировать ее, обкатать, на классиках изучить все тонкости литературы, все ее особенности. Но вы представьте, что вас привели в Третьяковку и показывают только передвижников и никогда - кубистов, Малевича и других. Вы тогда не поймете, что можно как-то иначе. Прежде, чем знакомиться с Серовым, надо узнать Босха. И наоборот.

Ирина Михеева, преподаватель литературы, Лицей №1 г. Протвино:

- Идея понятна - разгрузить школьную программу, привить вкус к настоящей литературе, разбудить у детей желание подумать над философскими вопросами. Но эти вопросы могут быть не по возрасту, ведь даже в институтах классиков не изучают подробно, а всегда - в обзоре. И я считаю, что детям надо дать возможность выбирать. У нас и так Пушкин представлен почти полностью, Лермонтов тоже - очень широко. А Гоголь, Достоевский, боюсь, в большом объеме вызовут у детей оскомину.

Стенограмма совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку
Образование Литература