Первыми лауреатами Госпремии стали исполнительный директор организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, и гендиректор АНО "Детский хоспис", священнослужитель Александр Ткаченко.
"Лауреаты посвящают свою жизнь помощи другим людям и никогда не ждут при этом каких-то наград, не ищут почестей", - сказал Владимир Путин. И учреждение премий - знак уважения к таким людям. Ценности гуманизма, сострадания, милосердия находят все больший отклик, объединяют людей. Это еще одно свидетельство гражданской зрелости российского общества.
"Сегодня рождается еще одна традиция", - заявил президент и сказал несколько слов о награжденных. "Елизавету Петровну знают пациенты больниц, люди, попавшие в беду, дети Донбасса, Сирии, - подчеркнул он и поддержал ее позицию. - Под разного рода ограничения, безусловно, не должны никогда попадать ни медикаменты, ни медицинское оборудование, потому что в результате люди лишаются элементарной медицинской помощи, в том числе в условиях военных конфликтов". Важно добиться решения на международном уровне.
"Мы - правозащитники, вне политики. Как и те люди, которых мы защищаем", - сказала Глинка. "Война - это ад на земле, но мы уверены, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия", - заключила она.
Президент подписал указ о награждении орденами Мужества раненых и погибших в Сирии военнослужащих и гражданского персонала. Женщины-медики выполняли гуманитарную миссию, сказал он. По госпиталю сознательно был нанесен удар, и голос правозащитников в этой связи почти не прозвучал, констатировал Путин и поблагодарил Глинку за то, что обратила внимание на эту трагедию.
Затем президент провел заседание Совета по правам человека. Работа СПЧ затрагивает разные направления общественной жизни и здесь не может быть ограничений, считает глава государства. Нужно и дальше поднимать темы, которые больше всего волнуют граждан. Чутко и оперативно реагировать на ситуации, в которых они сталкиваются с несправедливостью, равнодушием, формализмом, ущемлением прав, призвал Путин.
"Государство и гражданское общество - естественные союзники в достижении общих целей, главная из которых - благополучие наших людей", - заявил президент и также отметил взаимодействие СПЧ с ЦИК. Любые нарушения на выборах, попытки исказить результаты должны пресекаться, заявил он.
Говоря о работе по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, Путин призвал помнить светлые, но и не забывать трагические страницы истории. Ее уроки должны не разделять, а объединять.
У правозащитников, как всегда, была масса идей. Первым начал глава СПЧ Михаил Федотов и попросил исключить экологические организации из списка НКО-иноагентов. Глава государства сообщил, что уже поручил посмотреть на этот закон еще раз.
Вообще, предложений по экологии было много: по данным правозащитников, эта тема крайне волнует граждан. Президента призывали запретить производство пластиковых пакетов и ввести раздельный сбор мусора в Кремле. Закрытие производств будет иметь социально-экономические последствия, объяснил Путин. Но и свалки таких пакетов создают экологические проблемы. Нужна программа действий.
Еще Федотов призвал учредить институт независимого прокурора, назначаемого главой государства: "чтобы положить конец тем делам, в которых корпоративная солидарность или бюрократическая сонливость мешает торжеству справедливости". "Я не очень понимаю, что это такое, как его вписать в общую правовую систему... Мы так можем создавать и создавать в каждом сегменте какие-то дополнительные структуры, может быть, и неплохо. Давайте подумаем. Я не говорю "нет", но надо понять, что это такое", - отреагировал Путин.
Попросил Федотов и наделить СПЧ статусом общественного контролера. "Ни один совет при президенте контрольной функции не имеет... Все они носят консультативный характер, хотя я ничего против этого не имею", - заметил глава государства.
Еще Путин поручил оценить возможности упрощения получения гражданства для ряда категорий. Сказав, что в идее "собирания собственного народа" он полностью на стороне выступавшего, глава государства напомнил про социальные последствия. Впрочем, поручения проработать этот вопрос будут.
На заседании член СПЧ Людмила Алексеева задала вопрос, почему Общественная палата, которая не является правозащитной организацией, утверждает членов ОНК для их правозащитной работы. Она обратилась к президенту с просьбой дать указание секретарю Общественной палаты Александру Бречалову встретиться по этому поводу с первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко, с омбудсменом Татьяной Москальковой и Михаилом Федотовым.
"Очень прошу вас, Владимир Владимирович, поспособствовать решению этой очень болезненной для нас проблемы", - сказала Алексеева.
Президент пообещал, что такая встреча будет организована. "Я с вами согласен по всем этим вопросам. Я не могу членам Общественной палаты давать указания, но попрошу их. И здесь не будет никаких проблем, проведем эту встречу. Коллеги между собой обсудят, и, думаю, что решат вопрос, связанный с членами комиссий по проверке этих учреждений мест лишения свободы", - сказал Путин.
Много говорили о противодействии экстремизму. Президент предостерег от перегибов при возбуждении таких уголовных дел. "Социальные сети все чаще и чаще используются для экстремистской деятельности, и у государства возникает естественное законное желание этому противостоять", - сказал он. "Но под эту сурдинку нельзя подводить все что ни попадя", - добавил Путин.
Президент одобрил идею сделать более публичной работу в судах и заявил, что государство должно реагировать на нарушения прав заключенных. "Нам там никакие бунты не нужны, дело даже не в бунтах, нам нужно права человека там соблюдать. Как бы там ни было, люди оступились, находятся в местах лишения свободы, но это наши граждане, и их права должны быть обеспечены. Здесь нужен непредвзятый взгляд на то, что происходит в этой системе. Если что-то происходит за рамками закона, то реакция государства должна быть обеспечена", - пояснил он.
Допустил глава государства и поправки в систему распределения грантов для НКО. Кроме того, он заявил, что власти не допустят засилья в стране иностранных политических некоммерческих организаций. Впрочем, правоприменительную практику закона об НКО-иноагентах действительно нужно проверить. "В некоторых странах СНГ полное засилье, там даже доморощенные общественные организации слова сказать не могут. Мы не можем такого допустить у себя в России и никогда не допустим", - пояснил Путин и передал детали разговора с иностранным коллегой, который говорил о российском влиянии на политические процессы за рубежом. "А я ему говорю: "А вы что делаете? Вы постоянно вмешиваетесь в нашу политическую жизнь". А он мне говорит: "Это не мы, это общественные неправительственные организации". Я говорю: "Да? А вы же им платите и инструкции пишите". А он мне говорит: "Какие инструкции?" А я говорю: "Да я же их читаю". "Правда, я их читаю, потому что мои бывшие коллеги мне их приносят иногда - в подлинниках", - сообщил он.
Президент также объяснил, что нужно сделать, чтобы не оказаться в списке НКО-иноагентов: "Деньги пускай не получают из-за границы... Самый простой способ".
Страшную тему подняла ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова - издевательства над детьми в интернатах и местах заключения. "Маленький мальчик хотел кушать и украл банан, в качестве наказания преподаватель посадила его в железную клетку, потом в мешок и вынесла на ночь в лес. Ребенка вернули в интернат, мальчишку переодели в женскую одежду и избивали всем интернатом. А после другим детям в качестве наказания обжигали руки железными утюжками, наливали горячий суп в руки друг друга и заставляли есть", - приводила она леденящие кровь подробности. Рассказала правозащитница и об особой криминальной субкультуре "АУЕ" - арестантский уклад един. Детей и подростков заставляют сбрасываться на "общак" для зоны. А если те не могут, становятся "опущенными". Ребята из интернатов учатся вместе с другими детьми, и криминальная субкультура попадает в обычные школы. "Давайте ваши предложения, программу. Проработаем, и обязательно будем помогать вам, и вместе с вами работать", - отреагировал Путин на просьбу создать межведомственную рабочую группу.
Александр Ткаченко, Протоиерей, основатель первого в России детского хосписа:
- Не скрою, мне было приятно получить столь высокую награду из рук президента. Если нельзя вылечить болезнь, это не повод ничего не делать. Благодаря многолетней работе коллектива врачей, педагогов, специалистов разных профилей было сформировано новое направление в медицине: детская паллиативная помощь. Высокие стандарты качества услуг и медицинской помощи, разработанные в Санкт-Петербургском детском хосписе, стали основой для нормативных документов министерства здравоохранения. С их помощью сейчас создаются службы и строятся стационары по всей стране. К нам приезжают учиться и перенимать опыт не только со всей России, но и из европейских государств. Помощь больным - одно из самых возвышенных призваний. Именно в этом я вижу единство церковного служения и врачебного делания.
Владимир Путин провел встречу с членами президентского Совета по правам человека