08.12.2016 13:53
Культура

Владимирцы проведут ночь в оркестре

Владимирский дирижер работает на одном дыхании с коллективом и слушателями
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №279 (7147)
Как симфоническому оркестру удается собирать на площадях слушателей больше, чем приходит зрителей на День города? Куда можно отправиться вместе с "Музыкальной экспедицией"? И кого в Центре классической музыки (ЦКМ) будут "вербовать" в рамках предновогодней акции "Ночь в оркестре"?
Читать на сайте RG.RU

Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказал директор ЦКМ, дирижер Владимирского губернаторского оркестра Артем Маркин.

Новый призыв в хор

Владимирский симфонический оркестр открыл свой 19-й концертный сезон. Что ожидает слушателей в новом сезоне?

В декабре отпразднуют 100-летие со дня рождения Вероники Дударовой

Артем Маркин: Концепция концертной программы - связь русской музыки и музыки Европы в ХХ веке. В программе-открытии были "Ноктюрны" Клода Дебюсси, "Симфония псалмов" Стравинского и "Князь Игорь" Александра Бородина. К ней мы готовились пять лет, но смогли осуществить только сейчас. Так долго шли к этой программе, поскольку она требует вокального развития хоровых коллективов. Весь прошлый год я занимался переформатированием хора, обновил его на три четверти. И в этом году передал хор выпускнице Московской консерватории нашему хормейстеру Татьяне Гринь. К нам пришло много молодых, хороших певцов из выпускников и студентов владимирского музыкального колледжа - вокалисты, поющие хоровики, теоретики и пианисты. Такого молодого призыва в хор не было с начала 1990-х годов.

Оркестр создавался в трудные девяностые. Кроме материальных проблем, пришлось решать и кадровые, ведь Владимир - город не консерваторский. Многие ли из музыкантов первого набора продолжают с вами работать?

Артем Маркин: Весь костяк остался.

А чем удалось удержать этих людей? Стали единомышленниками?

Артем Маркин: Красивые слова я придержу для другого случая. Лучше быть честным. Мы не секта. Нередко слышишь о знаменитом оркестре - "коллектив единомышленников", а потом узнаешь, что музыканты не разговаривают друг с другом. Но я подметил: люди, уходившие от нас в другие коллективы, и там не задерживались.

Вслед за Владимиром симфонические оркестры создавались в Брянске, Рязани. Но и в самых молодых уже поменялись руководители. А наш в одних руках. Держите свой коллектив в "ежовых рукавицах"?

Артем Маркин: Самое главное - уметь держать себя. Недавно прочитал интервью дирижера Мариса Янсонса, сына известного советского дирижера Арвида Янсонса. Так вот, он говорит, что Артуро Тосканини, который славился своими истериками и грубостью, в наше время уже через пять лет выбросили бы из оркестра. А у нас сейчас и пяти минут не стали бы терпеть. В прошлом веке в нашей профессии было больше диктаторства, а сейчас работает фактор сотрудничества. Дирижер всегда дышит вместе с коллективом.

"В прошлом веке в нашей профессии было больше диктаторства, а сейчас работает фактор сотрудничества"

Вы беретесь за очень сложные музыкальные произведения. Например, на открытии одного из сезонов сыграли "Данте-симфонию" Ференца Листа. Симфонии Мясковского, музыка Алемдара Караманова, Арво Пярта, ставящие очень сложные бытийные вопросы, - не редкость в вашей программе. Доходит ли эта музыка до слушателей?

Артем Маркин: Если внятно играем - доходит. Исполняли еще Восьмую симфонию Ильи Глазунова, кантату "По прочтении псалма" Сергея Танеева. Еще поискать, кто в России их исполняет! Открываем публике симфонии Николая Мясковского. А их 27 - это колоссальное наследие! Но оно практически не звучит. Если провести аналогию с сырьевой экономикой: хлещет фонтан с нефтью, и никому до этого нет дела.

Путешествия под музыку

Как один музыкант изменил жизнь провинциального сибирского городка

Владимирцам особенно полюбились ваши "Музыкальные экспедиции". Как родилась эта форма общения со слушателями под открытым небом и есть ли у нее перспективы? Нередко стали говорить, что проект будет свернут из-за недостатка средств…

Артем Маркин: В чьей голове родился этот проект - Бориса Андрианова, Алисы Бирюковой или Артема Маркина? - трудно сказать. Его смысл в том, что ты путешествуешь по историческим местам и вместе с классической музыкой впитываешь российскую историю и природу. Это малобюджетный проект. Одни солисты - наши друзья, другие - друзья наших друзей. От региональных властей фестиваль получил не столько административную, сколько человеческую поддержку. Лично для меня стало важным то, что я побывал в местах, куда бы самостоятельно, наверное, так и не добрался. Например, в монастыре на острове в городе Покрове. Каждый такой пункт мы выбираем сами. Все места знаковые. До концерта раза три-четыре туда выезжаем: осматриваемся, встречаемся с местными руководителями и жителями.

На данный момент сверхзадача - совместить наш второй областной Танеевский фестиваль с проектом "Музыкальная экспедиция". На прошедшей встрече с министром культуры России Владимиром Мединским эта тема поднималась. Была получена поддержка на федеральном уровне проектов именно классической музыки. Ну и на областном, соответственно, будет софинансирование.

Вы уже не первый год проводите международный фестиваль "Лето Господне". Публика поддерживает такой симбиоз симфонической музыки и колокольного звона?

Артем Маркин: Моя идея показать искусство колокольного звона возникла из стремления поддержать возрождение Ризоположенского монастыря. Я дважды интегрировал звонарей в симфонический оркестр. Одна программа была посвящена колоколу в русской симфонической классике, во второй звонари участвовали в исполнении музыки Прокофьева к кинофильму "Александр Невский". Звонари - очень трогательные, влюбленные в свое искусство люди. Они органично слились с другими увлеченными людьми - бардами, поэтами, гуслярами. И это творческое слияние создало особую неформальную атмосферу в Суздале. Неслучайно сюда потянулись слушатели. На старинной Торговой площади мы собрали людей больше, чем на День города.

В прошлом году в Центре классической музыки впервые прошла "Ночь в оркестре". Владимирцы могли познакомиться с закулисной жизнью оркестра и коллективов ЦКМ. Следует ли понимать, что так музыканты пытаются стать еще ближе к своей публике?

Симфонический оркестр Татарстана с блеском дебютировал в Вене

Артем Маркин: Таким образом мы вербуем нового слушателя. У нас ребенок мог подирижировать оркестром. Мы давали владимирцам "помучить" старенькую виолончель, издать звук из кларнета, позаниматься вокалом с нашей солисткой Татьяной Прокушкиной. Это очень хорошие приобщающие формы.
У нас человек боится зайти в два места - в церковь, где обязательно какая-нибудь строгая бабушка сделает замечание: не то надел, не туда свечку поставил, не так перекрестился, - и в концертный зал, где должен сидеть тихо, чуть дыша и не шевелясь. Не дай бог у кого-то в зале зазвонит телефон! Для окружающих он чуть ли не преступник. А на кашляющего человека все смотрят с осуждением.

И если в церкви есть формы адаптации, то и у нас тоже должна быть. Эту функцию выполняет "ночь в оркестре", когда можно все: не стесняясь, зайти за кулисы, пройти в гримерку, потрогать инструменты. Словом, стать ребенком, разбирающим игрушку, чтобы посмотреть, как все устроено. Эту традицию мы будем продолжать. Очередную ночь в оркестре проведем 23 декабря после предновогоднего концерта.

Ключевой вопрос

Время от времени звучит идея создания во Владимире оперного театра. Ее сторонники вдохновлены стремительным ростом музыкальной культуры областного центра. Но и критиков немало. Их аргументы: кризис, нет средств, и без этого проблем хватает. Артем Эдуардович, а на ваш взгляд, есть ли у этой идеи перспективы?

Артем Маркин: Эта идея еще и не витала, а мы уже десять лет назад ставили "Евгения Онегина", "Кармен", "Алеко", мюзикл "Гардемарины" в концертном исполнении. Сейчас со студентами университета готовим постановку молодежного мюзикла. Имея базовые коллективы - оркестр и хор, - подобные проекты осуществлять реально. Но надо исходить из возможностей. Очевидно, что Владимиру нужен мощный концертный зал, не обязательно связанный с оперой, а для полифункциональных целей. У нас проводится большое количество спортивных, культурных, экономических форумов федерального масштаба. Впервые в истории область принимала всемирно известные коллективы Валерия Гергиева и Владимира Спивакова, а зала соответствующего уровня не было.

Классика Владимир Центральная Россия