Британская газета The Daily Mirror опубликовала статью, согласно которой Бенедикта Камбербэтча, олицетворения Шерлока Холмса образца начала двадцать первого века, чуть было с презрением не отвергли на кастинге на главную роль в сериале "Шерлок". На том основании, что он "слишком уродлив".
Кроме того, в первоначальной характеристике актера, данной Марком Гейтиссом, если верить изданию, фигурировали такие эпитеты как "недостаточно привлекательный", "с необычной внешностью и странный", с "неправильным носом". Но риск, на который пошли члены съемочной группы, оказался более чем оправданным - показ четвертого сезона сериала ожидается широкой общественностью с огромным воодушевлением - и это при том, что с 2010 года было снято всего три сезона по три серии в каждом и один рождественский эпизод. А поистине мировая известность к самому Камбербэтчу пришла именно с этой ролью, несмотря на ряд талантливых и очень убедительных актерских работ в предшествующие "Шерлоку" годы.
Что касается "неправильной" формы носа, Марк Гейтисс (будучи, возможно, последним из съемочной команды, кто имеет основания для такой оценки), высказал в свое время опасения, вполне обоснованные с литературоведческой точки зрения - в "Этюде в багровых тонах" внешность Холмса характеризуется доктором Ватсоном следующим образом: "Даже внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере".
Марк Гейтисс утверждает, что с момента первого прослушивания, где появился Бенедикт Камбербэтч, все присутствующие сотрудники BBC единодушно поддержали утверждение его кандидатуры. Но при этом они не удержались от замечаний о том, что "им обещали кого-то более привлекательного". И создатели сериала от этих претензий не отпирались. Впрочем, сам актер неоднократно говорил, что не считает себя особо симпатичным.
Но когда он переступил порог квартиры на Бейкер-стрит, случилось настоящее волшебство - он преобразился, и его "странность", неотступно следовавшая за ним по пятам, словно растворилась. Отмечая это, Марк Гейтисс приводит другой, ставший легендарным, пример в истории современного кинематографа - моментальное перевоплощение Колина Ферта в остиновского мистера Дарси. С ним неизбежно сравнивают себя все актеры, сыгравшие эту роль после Ферта.
Еще одной сложностью стал акцент Камбэрбэтча - Моффат и Гейтисс сознательно стремились к тому, чтобы Шерлок был формален, но не до карикатурной в наши дни "викторианскости". Актеру пришлось поработать над тем, чтобы годы, проведенные в престижной школе для мальчиков Хэрроу не так сильно влияли на манеру речи детектива. Чтобы это подчеркнуть, в его уста сценаристы не раз вкладывали достаточно просторечные выражения. Чего стоит одно "Бывай!" ("Laterz!") с нотками акцента "кокни", раздавшееся в стенах Букингемского дворца.