15.12.2016 18:28
Культура

Андрей Кончаловский: Я нахожу состояние немецкой нации катастрофическим

Андрей Кончаловский представил в Москве свой новый фильм "Рай", вошедший в шорт-лист "Оскара"
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №287 (7155)
В Москве режиссер Андрей Кончаловский представил свой фильм "Рай", который в этом году получил приз за режиссуру Венецианского кинофестиваля и выдвинут от нашей страны на "Оскар".
Читать на сайте RG.RU

Новый фильм Кончаловского рассказывает историю офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс), который прибывает в концлагерь расследовать коррупционные преступления и встречает среди заключенных любовь своей юности - русскую княгиню Ольгу (Юлия Высоцкая). Та вступила в ряды французского Сопротивления и попала в лагерь смерти за то, что в оккупированной Франции она укрывала от гестапо еврейских детей. После показа фильма Андрей Кончаловский пообщался с представителями российской прессы.

Андрей Кончаловский призвал не ходить в театр по интернету

На вопрос о том, какой реакции на свой фильм он ждет от немецких зрителей, режиссер ответил развернутым размышлением о современном состоянии немецкой нации.

- Я нахожу состояние немецкой нации катастрофическим, - сказал Кончаловский. - Не из-за миграции, не из-за того, что они оккупированы Америкой. Оккупированы в буквальном смысле - со времен Второй Мировой войны и до сих пор там находятся 80 тысяч американских солдат. Но катастрофическое состояние у нации из-за того, что ей в голову вбили чувство вины. Одно дело, когда чувство вины возникает спонтанно и у того поколения, которое может на себя взять ответственность. Но совсем другое - вбить в головы людям такой страх быть политически некорректными, что они пугаются собственной тени. На это страшно смотреть. У них нет культуры, она абсолютно уничтожена. Я надеюсь, что возникнет опять великий германский дух. Это не значит, что этот дух должен привести к нацизму. Германский дух - это Гегель, это Ницше, это Шопенгауэр. Это та часть европейской культуры, без которой не существуем даже мы.

Если бы искусство было способно так просто менять людей, мы бы давно уже жили в раю

Потому что на нас повлияли и Гегель, и Ницше, и Шопенгауэр - даже на Владимира Ильича (Ленина - Прим. ред.). Думаю, что немцы будут смотреть эту картину с ужасом, постоянно оглядываясь по сторонам и боясь сказать, что они думают по этому поводу. Я вот с ними говорил, они опускают глаза и краснеют. Это очень тяжело для них. Но это поколение ни в чем не виновато! Это их дедушки попали в эту трагическую, мутную, страшную реку нацизма. Но дети и внуки причем? Отсюда у них начинается сублимация, появляются бритоголовые и другие отморозки. Конечно, и для меня "Рай" - неоднозначная картина, потому что главный герой - очень привлекательный молодой человек. Но в этом-то и ужас.

Тихон Шевкунов и Алексей Учитель об исторической правде и художественном вымысле

Режиссера также спросили о том, возникали ли трудности из-за того, что "Рай" - проект международный, а члены съемочной группы были из Франции, России и Германии.

- Главная сложность этого столкновения менталитетов заключалась в том, что люди, работающие у меня в группе, не думают о часах. О них я должен думать. Они не думают о том, когда начать и закончить работу, работают эмоционально вовлеченными. А в Германии - либо прямо, либо поперек. По диагонали ничего не происходит. Им было странно, что мы задержались на два часа и снимаем что-то. Им было странно, когда мы снимали шесть часов в день, вместо двенадцати. Приехали, сняли и закончили. Мы уехали, а они остались еще на шесть часов - дорабатывать свою зарплату, хотя делать было нечего. В этом смысле две ментальности не совпадают. Мы их понимаем, они нас - нет. Если говорить об артистах,никаких проблем не было - их увлечение материалом было таким, каким должно быть.

Чуть позже Кончаловский, правда, признался, что многие немецкие актеры отказываются от ролей нацистов.

- Самое интересное, что актеры, которые живут в восточной части Германии, которая была советской, они с удовольствием играют нацистов. Все, кто из западной части, не хотят категорически. Это очень интересный момент, что-то с психологией, видимо. Они до сих пор боятся - там им это вколотили. У нас немцы, исполнявшие главные роли, - все из Восточной Германии.

В "Рае" Кончаловский использует интересный и не самый распространенный художественный прием. Примерно 45 минут из двухчасового фильма - это монологи главных героев, оказавшихся один на один с неподвижной камерой. Кому герои рассказывают истории своей жизни (фактически - дают показания, потому что выглядит это как съемка сцен допроса), становится понятно с первых минут, и привносит в фильм дополнительное измерение.

Кадры из фильма "Рай"

- Написать сценарий, где полкартины люди просто смотрят в камеру на крупных планах и говорят - это в определенном смысле полное безумие, - признался режиссер. - Если бы я такой сценарий дал какой-нибудь голливудской студии, мне бы сказали: "С ума, что ли, сошел?" Поэтому, слава богу, что я сейчас живу в России, где такие безумства могут проходить.

Слово "рай" в фильме звучит из уст героев неоднократно - и каждый вкладывает в него свой смысл, далеко не всегда религиозный. Но журналистов заинтересовало, верит ли Андрей Кончаловский в рай именно в библейском смысле этого слова.

- Я могу ответить на этот вопрос словами Сергея Капицы: "Я православный буддист", - заявил Кончаловский. - Рай начинается еще пока мы живы. Вы можете оказаться там, если у вас гармония внутри. Рай - это понятие объемное. А что там будет дальше, мы не знаем. И слава богу!

"Рай" выйдет в российский прокат 19 января.

Наше кино Москва Столица