Одним из ключевых показателей любого регионального бюджета является его дефицит, и в последнее время, когда эксперты с тревогой следят за увеличением государственного долга субъектов Федерации, на него обращается еще большее внимание. Одна из ключевых проблем заключается в том, что регионам с большими долгами все труднее брать кредиты. Тот же Сбербанк, например, разделил все субъекты Федерации на три категории: те, кого можно и нужно продолжать кредитовать, те, кому нельзя наращивать кредитование, и те, где надо сокращать коммерческое кредитование.
- Третья группа с каждым годом очень сильно прирастает, а первая очень сильно сокращается, - констатировал глава Сбербанка Герман Греф. - Не думаю, что у кого-то есть ответ на вопрос, что делать, если мы еще на триллион нарастим расходы субъектов, потому что повышение социальных заработных плат подавляющей частью ляжет на регионы.
Без дефицита
Год назад под давлением финансовых обязательств в Смоленской и Рязанской областях впервые в новейшей истории сформировали бездефицитные бюджеты. Специалисты сразу засомневались в возможности сохранить баланс доходов и расходов до конца года. Так и оказалось. В течение года оба региона вносили поправки в свои финансовые планы, но если сбалансированность бюджета Рязанской области к началу декабря почти удалось сохранить - дефицит составил чуть меньше 245 миллионов рублей, то в Смоленской области все вернулось к обычной, по меркам последних лет, ситуации: дефицит бюджета - 3,23 миллиарда рублей.
В Рязанской области и на следующий год подготовили бездефицитный бюджет с доходами и расходами на уровне чуть ниже 40 миллиардов рублей. Губернатор Олег Ковалев выразил неудовлетворение существующими взаимоотношениями региона с предприятиями - филиалами крупных компаний и заявил, что власти региона планируют пересмотреть список получателей налоговых льгот.
- Если такая льгота предоставлена, мы должны понимать, что будет сделано предприятием для того или иного муниципалитета в рамках социального обременения, - подчеркнул губернатор.
Проект регионального бюджета на 2017 год предусматривает выделение дополнительных средств на строительство школ, капитальный ремонт детских садов и создание детского технопарка в Рязани. Будет также продолжено строительство спортивных объектов и фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальных образованиях.
Что касается Смоленщины, то администрация региона, состав которой в этом году в существенной степени поменялся, разработала на будущий год даже не сбалансированный, а профицитный бюджет: объем запланированных доходов составит 36,25 миллиарда рублей, расходы - 34,7 миллиарда, профицит - 1,63 миллиарда рублей. При этом властям пришлось принять целый ряд непопулярных решений. Так, например, с 1 января увеличилась с 60 до 66 рублей ставка транспортного налога для владельцев легковых автомобилей мощностью 200-250 лошадиных сил, больше придется платить за мотоциклы и мотороллеры, снегоходы и мотосани, яхты и гидроциклы. Внесены изменения в закон о ветеранах Смоленской области, и теперь женщина сможет получить это звание при наличии общего трудового стажа не менее 40 лет, а мужчина - не менее 45 лет (было на пять лет меньше). Это звание дает право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 523 рубля 57 копеек, но и эта небольшая сумма будет выплачиваться ветеранам со среднедушевым доходом до 12 тысяч рублей.
Разный климат
Существенный финансовый удар нанесен местными властями по региональному материнскому капиталу. Смоленская область ввела его первой в России в январе 2008 года, и было из-за чего. Демографическая ситуация в регионе на тот момент складывалась катастрофическая, и власти пытались использовать все доступные инструменты, чтобы остановить сокращение населения. Выплачивался материнский капитал, как и его федеральный аналог, за рождение второго и последующего детей. Поначалу его размер составлял 100 тысяч рублей, ежегодно индексировался и к 2016 году достиг 163 тысяч рублей. С 1 января правила его выплаты заметно изменятся: во-первых, сумма сокращена до 80 тысяч рублей, во-вторых, выплачиваться он будет семьям, у которых родился третий и последующие дети.
- В свое время было принято огромное количество региональных социальных расходных обязательств - нужных и важных, но абсолютно непродуманных и непросчитанных, - прокомментировал эти решения губернатор Алексей Островский. - То ли не хотели думать прежние власти, то ли не понимали свою ответственность перед Смоленщиной, когда давали льготы, неподъемные даже для более богатых субъектов.
Объем государственного долга Смоленской области на 1 ноября составил 28,58 миллиарда рублей, и по соотношению этого показателя с размером собственных доходов регион входит в число самых неблагополучных в России. Государственный долг Калужской области - больше 34,4 миллиарда рублей, но больше и доходы - согласно проекту областного бюджета на 2017 год, около 40 миллиардов рублей при дефиците менее миллиарда рублей.
В Калужской области, которая занимает третье место в стране по благоприятности инвестиционного климата, намерены продолжить привлечение иностранных инвесторов и развитие особой экономической зоны "Калуга". Как отметила министр финансов Валентина Авдеева, государственная поддержка в будущем году будет оказываться автомобильному производству, производству стройматериалов и фармацевтической продукции, финансирование агропромышленного комплекса превысит миллиард рублей. Новшеством 2017 года станут два пилотных проекта совокупной стоимостью 50 миллионов рублей, направленные на стимулирование уплаты налогов и поддержку местных инициатив в районах.
Идут на сокращение
Если говорить о поддержке местных инициатив, то "передовиком" здесь является Тульская область. С 2011 года в регионе разрабатывается программа "Народный бюджет", признанная победителем Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ в категории "Эффективное бюджетирование". Реализуется она на средства населения, спонсоров, местных и регионального бюджетов и позволяет отремонтировать дом или дорогу, благоустроить двор или парк, построить детскую площадку и так далее. Объем ее финансирования в 2017 году составит 300 миллионов рублей.
Тульская область - самая богатая из перечисленных здесь: прогнозируемый объем доходов региона в будущем году превысит 60 миллиардов рублей при дефиците бюджета около пяти миллиардов. Кроме "Народного бюджета", в регионе реализуется и "План Дюмина", с которым губернатор Алексей Дюмин шел на выборы. Он, в частности, предполагает строительство в Туле за счет средств регионального и федерального бюджетов корпусов детской областной больницы и бизнес-инкубатора. Новшеством бюджета 2017 года станет увеличение доли акцизов от нефтепродуктов, передаваемых в муниципальные дорожные фонды, - с 22 до 30 процентов. Это решение позволит вплотную приступить к строительству и ремонту дорог местного значения.
В Брянской области также постарались сократить дефицит регионального бюджета до минимума. Доходы запланированы в объеме около 40 миллиардов рублей при дефиците всего около 35 миллионов. Администрация региона поставила перед собой задачу обеспечить сбалансированность бюджета и приступить к сокращению государственного долга (на 1 ноября его размер составляет 12,6 миллиарда рублей - самый маленький среди рассматриваемых регионов).
- Два года назад у нас был долг 11,5 миллиарда рублей, сегодня - 12,5, - сообщил губернатор Александр Богомаз. - Но этот миллиард был взят на погашение процентов долга, который нам достался от предшественников. А у ближайших соседей долг "прирос" у кого на 20 миллиардов, у кого на девять. Еще одна задача, стоящая перед нами, - замещение банковских кредитов бюджетными. Благодаря этому мы сэкономили в этом году более 200 миллионов рублей и направили их на выполнение социальных обязательств.
Брянский бюджет будущего года предполагает увеличение расходов на приобретение жилья детям-сиротам - на 40 миллионов рублей, на лекарственное обеспечение граждан - на 40 миллионов рублей, 50 миллионов будет потрачено на приобретение машин скорой медицинской помощи, 60 миллионов - на обеспечение жителей чистой питьевой водой.
По мнению чиновников, в этом году бюджетный процесс был самым сложным за несколько лет. Дело не в возвращении к трехлетнему планированию. Ждать увеличения собственных доходов не приходится. Единственным способом сводить концы с концами является сокращение расходов. При этом сокращать социальные обязательства недопустимо - "резать" приходится преимущественно инвестиционные статьи.