- Итоги опроса удивили, - признается Игорь Котляров, директор Института социологи Республики Беларусь. - Еще в Белоруссии - самой просоветской республике СССР, в 1991 году в СНГ не верили 71% опрошенных, в 1999 - 52%, сегодня - 13% . То есть идет осознание новой реальности. Первый шаг, 1993-1999 годы, - "развод так развод". Второй, 1999 - 2010 годы, - ностальгия и робкое признание, что у прежних связей, особенно экономических, была логика. Третий шаг, рубеж 2013-2016 годов, когда хаос многополярности учит тому, что дружить нужно не только с соседями, но и с блоками соседей, чтобы лавировать между рифами кризисов и противостоять терроризму.
Как считает депутат парламента Молдовы Андрей Недуца, итоги опроса в Беларуси и России как кальку можно наложить на общественной сознание любой страны СНГ.
- Цифры могут различаться, - согласился с молдавским парламентарием советник по культуре президента Кыргызстана Султан Раев, - но общий знаменатель во всех постсоветских странах один: общественное сознание консервативно везде. У всех в начале 90-х не было доверия к СНГ. За четверть века стало ясно: культивируемое национальными элитами суверенное мышление часто перерастает в национализм и обрекает на изоляцию, которая мешает двигаться вперед. Темнее менее, сегодня по инерции сохраняется недоверие к СНГ как к подводному рифу, который может лишить суверенитета.
Эту точку зрения подтвердил политолог из Азербайджана Расим Агаев. Он особо акцентировал внимание на менталитете современного азербайджанца. Он таков, что двусторонние взаимовыгодные связи, например, между россиянами и азербайджанцами или азербайджанцами и туркменами или турками, гражданину Азербайджана понятны, а зачем эти же отношения оформлять в союз, непонятно. Эту мысль развил российский сенатор, первый зампредседателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров. Он привел в пример как достижение сближение образовательных стандартов и учебных программа внутри СНГ, но следующий этап сближения - научная кооперация труда - тормозится желанием ряда стран, как выразился сенатор, "выплыть поодиночке".
- Но штука в том, что наука не признает границ и национальностей, - говорит генеральный директор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Савченко, - а торпедирование частью стран создания наднациональных структур управления инновационными проектами, способными вытянуть СНГ из бедности, ведет к тому, что инновации топчутся на месте.
Снять взаимные страхи и недоверие и укоренить сближение, с точки зрения Александра Заварзина, директора информационно-аналитического департамента исполкома СНГ, помогает "Концепция развития СНГ до 2020 года". Частично она реализована: складывается на основе общих стандартов образовательное пространство; тяжело, но формируется общий рынок труда; через гуманитарные проекты - "Культурные столицы СНГ" и Сетевой университет СНГ" - крепнут духовные связи.
- Однако концепция требует доработки, - считает Александр Заварзин. - Прежня концепция СНГ - цивилизованного развода после обретения независимости молодыми государствами - она сложилась, но себя исчерпала. Сегодня наступил период мучительного складывания образа будущего СНГ - новой концепции. Крепится она, разумеется, на учете суверенности стран-участниц и самом сложном - учете баланса интересов членов Содружества.
Участники видеомоста пришли к согласию о том, что нужно учитывать не только национальные интересы внутри СНГ, но вписывать их в евразийский вектор интеграции - вертикальные и горизонтальные связи стран СНГ со странами группы ШОС, участниками проекта "Великого шелкового пути" и "Восточного партнерства". Что, по мнению экспертов, постепенно приведет к балансу сил внутри Содружества. И, таким образом, сохранится и фактор национального мышления, и начет складываться евразийская гражданская идентичность - корень "Концепции развития СНГ" после 2020 года.