Секрет популярности картины, по моему мнению, в структуре киносалата "Оливье", куда накрошено всего понемногу. Современный зритель, привыкший к клиповой подаче и коротким видео в соцсетях, радостно реагирует на то, что картину можно смотреть с любого момента и в любом городе, что новелл много, любимых артистов еще больше, а главное - фильм похож на сборник анекдотов с добрым посылом и хорошей концовкой. Однако у Тимура Бекмамбетова, который делает популярный киноальманах с 2010 года, другая версия популярности "Елок".
- Вот вы критиковали фильм. Осознали свои ошибки? - рассмеялся Тимур в начале разговора. - Мы же трекинг смотрим, опросы ВЦИОМ. Как раз в день премьеры пришли свежие цифры. Все "Елки" посмотрели 170 млн человек. Так что каждый второй житель России знает о них, и, надеюсь, любит. И в этом году, уже за несколько дней до выхода фильма в прокат, мы видим очень большой к нему интерес. Показатели все высокие, как у самых значительных кинособытий года. Так что теперь вы можете критиковать.
Тимур, ваши достоинства как продюсера я нисколько не умаляю. Вас называют "кинематографическим Дедом Морозом", потому что вы приходите и собираете львиную долю прибыли с новогоднего кинопроката.
Тимур Бекмамбетов: Не собираю. В прошлом году не было "Елок" (делает паузу), а был… "Самый лучший день".
Но каждый раз вы приходите с каким-то проектом именно под Новый год.
Тимур Бекмамбетов: Это началось в 1992 году, когда не было еще такого кино, а была рекламная компания банка "Империал". Первый ролик - про Александра Суворова, которого Екатерина спросила, почему он ничего не ест…
…и он ответил "До первой звезды!"
Тимур Бекмамбетов: Да! Это был мой первый рождественский опыт. Тогда уже я понял, что тема не чужда нашему зрителю, и с тех пор ее эксплуатирую. Потом был ролик про Мандельштама: "Сусальным золотом горят в лесах рождественские елки…"
Так… И сколько будет "Елок"?
Тимур Бекмамбетов: Столько, сколько лет мы все будем жить. Это - лес! В прошлом году, когда мы выпускали в прокат "Самый лучший день" - новый российский мюзикл, впервые после СССР - то проводили опросы в кинотеатрах. Спрашивали зрителей: "На какой фильм вы идете?" И все отвечали: "На "Елки"! И мы поняли: раз люди хотят их смотреть, значит это им нужно. И я знаю секрет, знаю, почему смотрят "Елки".
И почему?
Тимур Бекмамбетов: Это страшная хитрость - мы даем возможность зрителям отпраздновать Новый год до того, как он наступает. Потому что людям уже с начала декабря очень хочется Нового года. А он не наступает. Проблемы наваливаются. Экзамены надо сдавать и отчеты - тоже, и статьи в газету написать. И дома проблемы. И все это одновременно. Уже везде развешаны украшения, но жизнь еще "прессует" - в автобусе, в метро. И тут - висит объявление, что можно зайти в кино и встретить праздник. Вот эта возможность пережить Новый год заранее - в 2016-м с 22 декабря, например - она неотвратимо привлекает людей. Мы выходили и 15 декабря, и 27-го - всегда одно и то же.
Вам, как продюсеру, какие проекты делать выгоднее - такие, как "Убрать из друзей" (сборы были беспрецедентные) или как "Елки", которые перекрывают даже ваши голливудские возможности и достижения?
Тимур Бекмамбетов: Вы путаете два понятия - продюсер и инвестор. Проблемы найти деньги нет. Есть проблема деньги вернуть. И рецепт только один - нужно любить то, что ты делаешь, быть бесстрашным и любить зрителя. Я вас уверяю, что самые большие проблемы в кинематографе из-за того, что слишком много людей, которые пытаются заниматься бизнесом и считать деньги.
И все-таки, "Елки" выгоднее, чем Голливуд?
Тимур Бекмамбетов: Не ко мне вопрос. Тут вообще все запутано, потому что в России государство нам помогает делать фильмы, а в Америке никто и никому. У меня так голова даже не устроена. Особенно сейчас, когда главное для нашего кинематографа - выжить. Ему сейчас не до подсчета доходов и прибылей. Наша главная задача - сохраниться и заложить фундамент на будущее. Потому что мало кто понимает - для того, чтобы сегодня вышел новый фильм, решение о его запуске надо было принять два года назад.
Подведите ваши личные итоги года кино?
Тимур Бекмамбетов: Мы все их через два года подведем. Раз так назвали "Год кино" - это означает, что российскому кинематографу уделили повышенное внимание, начали снимать фильмы. И только через полтора-два года увидим результаты. Потому что то, что выходило в 2016-м, было запущено задолго до того как объявили Год кино. А личные итоги - они разные. Проектов было много.
У вас не просили формат "Елок" продать в другую страну?
Тимур Бекмамбетов: Мы не отдадим! Это же секреты профессии. У нас есть коалиция "елочников" во всем мире, которая уже готовит фильм "Елки международные". Но тут есть одна проблема - елки везде очень разные. У нас - Новый Год, в Европе - Рождество. В Китае Новый Год вообще в феврале, а в Иерусалиме - осенью.
То есть вам самим интереснее делать "Елки международные", чем отдавать кому-то формат. Но неужели не хотели его купить, сами делать свои елки - израильские, английские? Наверняка были предложения?
Тимур Бекмамбетов: Даже украли в Китае. Мы с одной девушкой должны были снимать фильм. А она взяла и сделала сама - такой же альманах, состоящий из новелл.
Каким надо быть режиссером, сценаристом и актером, чтобы попасть в команду "елочников"? Вот, в новом фильме у вас и Вадим Перельман, и Кирилл Плетнев…
Тимур Бекмамбетов: Расскажу вам еще один секрет. Следующие "Елки" будет продюсировать Андрей Першин, он же - Жора Крыжовников. Буквально на днях с ним встретились и договорились об этом. Мы набрали сценарную мастерскую в "Базелевсе", два месяца учили группу ребят, и результатом работы стал сценарий следующего фильма "Елки". Он появится в следующем году.
Сам Крыжовников снимет новеллу?
Тимур Бекмамбетов: Да, и сам сыграет в фильме. И Юлию Александрову опять будем снимать (жена Жоры Крыжовникова сыграла Олю в фильме "Самый лучший день" и Наташу в фильме "Горько!" - Прим. С.А.).
Меня интересуют ваши фильмы, снятые на десктопе (на рабочем столе компьютера). Как развивается это направление? Слышала, вы снимаете картину, действие которой будет проходить в skype?
Тимур Бекмамбетов: Это будет триллер - журналистское расследование, фильм про вашу английскую коллегу. Съемочная группа была в Британии и на Кипре, и впервые в истории кино команда "Мотор!" звучала в двух странах одновременно, и съемка происходила сразу в двух местах. Молодой человек ехал по Никосии, а девушка была в Лондоне. Актеры играли, взаимодействовали друг с другом, находясь в разных точках земли.
Как монтировали?
Тимур Бекмамбетов: Это не монтаж, а то, что называется screen capture. То есть мы "захватываем" видео с экрана и монтируем как в кино. Вообще в этом направлении мы работаем довольно активно. После "Убрать из друзей" сняли комедию "Лайканутый" (Liked) по "Cирано де Бержераку" - она готовится к выходу в США. Думаю, это произойдет весной будущего года. Помните пьесу? Один друг помогал другому общаться с девушкой. То же и у нас - в одной из соцсетей. В России сняли фильм "Вписка" в этом же формате. По жанру - комедия а ля "Горько!", только про социальные сети. Режиссер Роман Каримов сейчас заканчивает монтаж. Еще сделали картину "Взломать блоггеров" - актерами этого фэнтези стали популярные блоггеры, у каждого из которых по нескольку тысяч подписчиков. В Америке в этой же технологии "захват экрана" сняли несколько фильмов. Мы много экспериментируем.
Вы делали у нас один из лучших фестивалей, куда привозили ведущих голливудских звезд. Продолжите?
Тимур Бекмамбетов: Мы старались, и я, наверное, должен и буду это делать дальше. Потому что у фестиваля оказались довольно неожиданные последствия. Например, там был парень Гарет Эдвардс - мы показывали его фильм "Монстры". Небольшой, снятый за 100 тысяч долларов. Потом Гарет снял "Годзиллу" и "Изгой-один: Звездные войны" - стал большим режиссером. Из этого фестиваля вырос и наш с Харви Вайнштейном проект, который называется "Война токов" - 19 декабря начались съемки в Лондоне. Фильм о битве между двумя технологиями в XIX веке (фильм расскажет о противостоянии Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза в борьбе за использование постоянного и переменного тока. В нем сыграют Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон, Сиена Миллер и другие. Режиссер Альфонсо Гомес-Рехон - Прим. С.А.).
Андрей Кончаловский уехал из Голливуда, а вы - нет. И стали, пожалуй, одним из тех наших режиссеров, кто наиболее успешно там работает.
Тимур Бекмамбетов: Я и в Голливуд не уезжал. Просто Кончаловский там был в другое время. А сейчас мне и никуда перемещаться не надо. Я живу в Москве, снимаю "Елки" и фильм "Время первых" про космонавта Алексея Леонова, который выйдет в апреле 2017-го. Сегодня технологии позволяют нам жить одновременно во многих местах. Я могу, находясь в Лос-Анджелесе, режиссировать "Елки", а находясь в Москве, заниматься проектами в США. Это просто время изменилось.
Иногда американские артисты приезжают сюда и жалуются, мол, Голливуд в кризисе, вот у вас тут в России… Каково будущее Голливуда?
Тимур Бекмамбетов: Он в кризисе постоянном. И благодаря тому, что этот кризис есть, все развивается. Вся система производства фильмов, которая была долгие годы, рушится, и у нее нет будущего. Фильмы будут снимать по-другому. Вот, например, Netflix предлагает новую модель: они заказывают фильмы, гарантируя дистрибуцию. Мы снимаем наши фильмы в технологии "захват экрана", можем выкладывать их в интернет, и нам никто не нужен. С другой стороны, большие марвелловские блокбастеры разрастаются до невероятных бюджетов, когда уже немыслимая стоимость превращает их из кино в другой тип бизнеса. А вся драма ушла на телевидение. Так что кризис - это замечательное состояние, во время которого возникают свежие идеи и появляются новые люди. Сытые уходят, приходят дерзкие и молодые.