Иначе и быть не может, ведь все беды на грешной земле происходят, как известно, из-за женщин. Особенно - голых. Но вот ведь в чем заковыка: радости они иногда приносят тоже. Впрочем, фильм "Рыба-мечта" не столько об одаряемых тюльпанами каждое 8 марта людях, сколько о мечте как понятии, персонифицированном в конкретной особе. И о некоторых проблемах, с этим понятием неразрывно связанных. Как быть, когда заветная греза сбылась? Что дальше-то с ней делать?
Ответить на вышеозначенные вопросы пытается в своем дебютном фильме Антон Бильжо, сын известного карикатуриста (камео прилагается). Получается у него, прямо скажем, не очень. Главным образом потому, что герой его не мечтатель, а зауряднейший маленький человек, лишенный воображения и амбиций, с моделью поведения контуженной рыбехи.
В последнем (и только) они схожи с водоплавающей famme fatale, девицей своевольной, назойливой и творческой, в которой поразительным образом сочетаются индифферентность к окружающей действительности и стойкая привязанность к избраннику. Личность оного значения не имеет - грубый альфа-самец тоже сойдет. Такая она вся противоречивая и загадочная, совсем как неизведанные пучины мирового океана (метафора не придумана, а взята прямиком из фильма).
На этом любовно-треугольном фундаменте строится скудная на события, но зато небанальная арт-хаусная лента, нахватавшаяся от "Русалочки" Андерсена, "Пены дней" Виана и эротических поллюций отечественного кино рубежа 80-х - 90-х, что вовсе не зазорно, а наоборот. Когда вы еще такого редкого зверя, как русская эротика, в кинотеатре поймаете? Наши кинематографисты, за исключением Никиты Сергеевича, голую грудь в кадре не жалуют, потому как злободневности, остроты социальной в ней нет, а только дистиллированная красота.
Тем и отличается - выгодно, чего уж там - "Рыба-мечта" от современных тенденций и конъюнктуры. Сказка для взрослых - а именно так охарактеризовал свое творение сам автор - как и положено сказке, не имеет ни времени, ни границ (на самом деле имеет, но в достаточной степени условно), схематична и минималистична. Где-то эта минималистичность, подчеркиваемая, к слову, в саундтреке самим Филиппом Глассом, граничит с беднотой - что в визуальном, что в повествовательном плане. Однако простительные дебютанту недочеты компенсируются атмосферой, приятными актерскими работами и, конечно, не в последнюю очередь плотской эстетикой хрупкого тела Северии Янушаускайте.
3.5