В чем секрет? Эти и другие вопросы, связанные с олимпиадным движением, министр образования и науки Ольга Васильева обсудила с победителями международных олимпиад школьников в составах российских сборных, а также тренерами команд.
Руководитель сборной команды по астрономии, преподаватель Санкт-Петербургского университета Борис Эскин говорит: "Успеха в астрономии добиваются ученики, которые очень хорошо знают математику, физику, химию". По его мнению, не так уж и важно, есть в школах отдельный урок астрономии или нет. Все дело в учителях.
Если в школе сильный физик и есть увлеченные дети, можно стать победителем олимпиады. Но проблема в том, что грамотных педагогов в школах мало и знаний по астрономии у многих нет. Именно поэтому некоторые учителя не уверены, что астрономию надо делать отдельным обязательным предметом.
- Астрономия как предмет отличается от физики. Сегодня в педвузах подготовки по астрономии нет. Нет методической литературы, учебников, а у школьников нет стимулов учить астрономию и сдавать ЕГЭ по этому предмету. У учителей сильно вырастет нагрузка, если им придется готовить учеников к ЕГЭ по астрономии, - высказал свое мнение Борис Эскин.
Тем не менее, по его словам, Россия могла бы провести в 2022 году Международную олимпиаду по астрономии, куда приедут представители не менее 60 стран мира. Министр поддержала это предложение.
Среди других - поощрение педагогов, которые сумели разглядеть талантливых учеников, ставших потом победителями международных олимпиад.
- Есть регионы, которые делают это. А есть те, кто вообще не замечает труд учителя. Награду получает тот, кто занимается огранкой бриллианта. Но ведь сначала надо найти алмаз, - подчеркнул Эскин.
- Вопросы материального поощрения находятся в компетенции регионов, - пояснила министр, - а вот моральное - другое дело. Мы готовы выслушать все предложения.
Десятиклассник Ярослав Поздняк из Вологды, призер международной естественно-научной олимпиады, затронул очень болезненный вопрос.
- Большая часть олимпиадников уезжает учиться в Москву и Санкт-Петербург. Надо создавать в регионах условия, чтобы они оставались там учиться, - обратился он к министру.
- Из 16 золотых медалистов, являющихся выпускниками 2016 года, четыре человека связали свою будущую профессиональную карьеру с МГУ, трое - выбрали физтех, столько же - ВШЭ. Трое победителей обучаются в Санкт-Петербурге, а один не покинул свою "малую родину" и продолжает обучение в Казанском федеральном университете, - привела факты министр. - Жизнь в регионах должна быть привлекательной для талантливых ребят.
Еще одна проблема - снижение в некоторых школах часов на физику, биологию, географию. Профессор Московского государственного областного университета Глеб Швецов рассказал о том, что есть школы, где на биологию и географию отводится всего 1 час в неделю. О каких знаниях тут можно говорить? "Надо как минимум два часа на эти предметы", - считает Швецов.
- По закону об образовании школа сама решает вопрос о часовой нагрузке. Ни о каком одном часе по биологии, химии речь идти не может. Я уверена, что каждый школьник должен получить базовое образование по всем предметам, - подчеркнула Ольга Васильева.
В этом году некоторые регионы выплатили своим победителям и призерам международных олимпиад по миллиону рублей.
- А в Санкт-Петербурге, например, сумма была в 50 раз меньше. Учитывая все выплаты и призовые, победители получили по 80 тысяч рублей. Считаю, что выплаты всем должны быть одинаковыми, - высказал свое мнение золотой медалист международной олимпиады по химии Иван Шершнев.
Министр с ним согласилась: "Это абсолютно правильная история. Но скажите честно, что для вас важнее: получить миллион или золотую медаль на олимпиаде?" "И миллион, и медаль!" - ответил победитель.