Аналитики считают, что это закономерно. Мужчины в этом возрасте, как правило, имеют стабильный уровень доходов, который хотят увеличить, а опыт работы и занимаемая позиция в компании помогают им найти такую возможность.
Именно должность отличает "наших" корпоративных мошенников от мировых. В США, Европе, странах Азии и Латинской Америкеи в основном "грешат" большинство злоупотреблений происходит по вине функциональных менеджеров.
То, что у нас большинство корпоративных мошенников - топ-менеджеры, Евгений Лифшиц, вице-президент группы компаний "Систематика", объясняет просто: "Такие случаи выявляются и расследуются силами ЦБ и другими контролирующими органами, имеющими соотвествующие методики. Зачастую злоупотребления касаются качества залогов под обеспечение кредитов, подлога отчетности и сомнительных финансовых схем. Опытные аудиторы легко вычисляют такие махинации".
А вот мошенничество функциональных сотрудников зачастую остается в тени, либо не отражается в официальной статистике, добавляет он: "Как правило, они выявляются на уровне служб безопасности банков и для минимизации репутационных потерь не поддаются огласке. Между тем, это не менее опасные преступления, тем более, если речь идет о коммерческой и банковской тайнах".
Большинство (55 процентов) афер приходится на сферы финансов, продаж и закупок. Наиболее распространенные виды мошеннических действий - это незаконное присвоение доходов и активов, искажение финансовой отчетности, а также взяточничество и коррупция.
"Мошенник у многих ассоциируется с вокзальным напёрсточником или изготовителем фальшивок, - говорит Иван Соловьев, профессор Финансового университета при правительстве РФ. - Однако есть и скрытое от широкой публики мошенничество, совершаемое внутри корпораций. Крупный бизнес не любит выносить сор из избы, поэтому с такими людьми стараются прощаться "по-тихому", просто выдавая чёрную метку на будущее".
Девять из десяти афер со стороны сотрудников компаний обусловлены недостатками системы внутреннего контроля. "Все руководители признают наличие изощренного мошенничества, и одним из основных коммерческих приоритетов является поиск "золотой середины" между надлежащей защитой клиентских данных и быстрым и качественным обслуживанием", - отмечает Александр Чухланцев, коммерческий директор Experian в России и странах СНГ.
Внешний аудит и анонимные сообщения на "горячую линию" стали самыми эффективными способами выявления мошенничества в российских компаниях. В мире эффективнее оказался анализ финансовых документов и электронной переписки сотрудников.