В этом году на датском телевидении показывают как хорошо знакомые произведения, так и новый многосерийный фильм, вызвавший к жизни оживленные споры о том, каким критериям должно отвечать рождественское кино. В Дании, как и в соседних странах, существует любопытная традиция, насчитывающая несколько десятилетий - выпуск мини-сериалов для семейного просмотра в формате так называемых "адвент-календарей", насчитывающих 24 серии по числу дней рождественского поста.
Из хорошо забытого старого в этом году на экраны снова вышел второй сезон (правда, в 1989 году такое понятие еще не было в ходу) "Банды гномов" (Nissebanden), получивший название "Банда гномов в Гренландии" (Nissebanden i Grønland). Произведения этого цикла традиционно относится к числу классических развлечений в зимний каникулярный период. "Спецэффекты", использующиеся в "Банде гномов в Гренландии", поистине очаровательны своей схематичностью, прямолинейностью и простотой, что, вполне возможно, сможет привлечь внимание любителей первых фильмов культового "Доктора Кто". Кроме того, в нем можно услышать звучание такого таинственного и необычного гренландского эскимосского языка.
Среди прочего, этот юмористический и несколько наивный по современным меркам сериал содержит отсылки к киноэпопее Эрика Баллинга "Банда Ольсена" (Olsen-banden), состоящей из 14 эпизодов, снятых за достаточно продолжительный период в тридцать лет (1968-1998). Самым занимательным является тот факт, что "Банда Ольсена" содержит поистине астрономическое количество отсылок к комедии Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" 1965 года выпуска и другим работам прославленного режиссера.
Как бы то ни было, в данном случае мы имеем дело с секретной переправкой банды гномов в Гренландию, организованной усилиями агента А-38 для осуществления оперативной помощи Деду Морозу в деле подготовки подарочного сезона. Сам же Дед Мороз занят далеко не своими прямыми обязанностями: он отправляется на поиски двух волшебных метеоритов. Некто Фиффиг-Йоргенсен хочет переправить Деда Мороза в населенный пункт и в его отсутствие заняться разбором детской корреспонденции, приняв облик того, кого с нетерпением ждет и стар, и млад. Задача доблестных гномов ясна: не допустить срыва рождественских мероприятий и упредить все возможные нештатные ситуации.
Большой резонанс вызвал показ нового и самого дорогого на настоящий момент адвент-календаря в истории датского телевидения, которым стал "Иной мир" (Den Anden Verden), умело вплетающий в современную историю взросления двух близняшек-старшеклассниц Анны и Сары мотивы всем известных сказок братьев Гримм и всенепременных датских гномов. Как оказалось, он пришелся по душе далеко не всем. Новостной портал Nordjyske.dk констатирует, что если в первую неделю трансляции количество зрителей составляло 840 тысяч человек (примерно 1/6 населения страны), то к началу второй недели наблюдать за развитием событий продолжили только 658 тысяч.
Гораздо большим вниманием в этом году пользуется адвент-календарь, созданный силами телеканала TV 2 под названием "Людвиг и дед мороз" (Ludvig & Julemanden) в 2011 году. Отправной точкой волшебного путешествия становится известие о том, что отец мальчика Людвига стал наследником бывшего монастырского комплекса в Бёрглуме, куда вся семья отправляется в декабре. Однако монастырь живет своей, скрытой от посторонних жизнью. Дело в том, что Дед Мороз Николас, проживающий в своей резиденции в Гренландии, отказывается от исполнения традиционных обязанностей, если предварительно не будет торжественно отмечено его 500-летие, чему изо всех сил противится его супруга. В смятении Николас отправляется в Бёрглум, где его поджидает последний католический епископ Стюгге Крумпен (реальная историческая фигура истории Дании шестнадцатого века), всерьез намеревающийся разрушить колдовство и превратить Николаса в обыкновенного человека из плоти и крови.
Еще одной радостной новостью стало решение Датской телерадиовещательной компании (DR) о показе адвент-календаря 1995 года "Эй, наступает Рождество" (Hallo det er jul). Этот мини-сериал носит познавательный характер и нацелен, прежде всего, на аудиторию младшего и среднего школьного возраста. События, о которых в нем повествуется, разворачиваются в сказочном Старом Городе, в начале двадцатого века. По задумке создателей, он призван в доступной и увлекательной форме рассказать детям о главных достижениях того времени - индустриализации и борьбе за равноправие, карикатурно показывая несостоятельность классового общества. При всей прямолинейности содержания, этот адвент-календарь стал одним из последних камерных произведений этого жанра, истинно датским по своему духу.