09.01.2017 21:00
Культура

Самые многообещающие выставки 2017 года

"РГ" выбрала самые многообещающие выставки 2017 года
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (7168)
Для тех, кто печалится, что после выставок Рафаэля и шедевров из Пинакотеки Ватикана в Москве заканчивается "итальянский сезон", есть хорошие новости. Рождество с ангелами Мелоццо да Форли и темперами со сценами поклонения волхвов, написанными Мариотто ди Нардо (ок.1385) и Джованни ди Паоло (ок. 1435-1440), которые счастливцы могли увидеть на выставке в Инженерном корпусе, дает надежды на будущее. По крайней мере в июне ГМИИ им. А.С. Пушкина обещает показать "золотой век венецианской живописи" - в полотнах Тициана, Веронезе, Тинторетто.
Читать на сайте RG.RU

От метафизики до аниме

Но главными героями выставочных хитов 2017 года станут художники ХХ века. В апреле в Третьяковской галерее представят выставку "Джорджо де Кирико. Ностальгия по бесконечности". Более 100 работ сюрреалиста, метафизика, который вел диалог с мастерами Ренессанса, появятся в проекте, над которым ГТГ работает вместе с Фондом Джорджо и Изы де Кирико. А ГМИИ им. А.С.Пушкина в апреле же откроет выставку Джорджо Моранди, где будут работы из Музея Моранди в Болонье, а также Фонда Маньяни Рокка и Фонда Роберто Лонги…

Параллельно ГМИИ им. А.С.Пушкина продолжает представлять "парижскую школу". Среди ярких героев выставки "Шальные годы Монпарнаса" был Хаим Сутин. В ноябре музей обещает показать первую в России ретроспективу Сутина, которую он готовит вместе с парижским Музеем Оранжери.

В музее Пушкина открылась выставка, посвященная дому писателей

Другой громкий проект - первая в России большая выставка Густава Климта и Эгона Шиле. Их более 120 рисунков привезут из венского музея Альбертина, сотрудничество с которым ГМИИ им. А.С.Пушкина началось с выставки французского рисунка XVI-середины XIX веков, показанной в 2014.

Очень интересны проекты, выстраивающие диалог художников, наших современников, с мастерами прошлого. Так, немецкий художник Ансельм Кифер, вдохновившись поездкой в Петербург, в 2016 году создал двадцать работ, посвященных поэту Велимиру Хлебникову - специально для проекта Эрмитажа, который откроется в Николаевском зале в мае. Наряду с Георгом Базелитцем и Герхардом Рихтером, Кифер - одна из самых ярких фигур послевоенного искусства Германии. В прошлом году его огромная ретроспектива была показана в Центре Помпиду. История, как и поэзия - две музы, с которыми у Ансельма Кифера очень личные отношения. Поэзию Гёте, Селина, Жене, Целана он не иллюстрирует, но переводит на язык живописи и скульптуры, а свинцовые листы со старой крыши Кёльнского собора превращает в книги. Велимир Хлебников, один из "председателей Земного шара", заворожил его равно стихами и математическими расчетами циклов истории. Их встреча в Эрмитаже "Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову" обещает стать событием.

В мае же Московский музей современного искусства (ММОМА) откроет выставку "Антонио Гауди. Барселона", которая явно будет интересна не только архитекторам.

Свое путешествие в историю искусств предложит Ясумаса Моримура, 65-летний мастер перевоплощений и перформанса, чью выставку привозит из Японии ГМИИ им. А.С. Пушкина. Можно, конечно, сказать, что Моримура работает с селфи. Но, во-первых, Моримура придумал эти селфи до эпохи мобильных телефонов и выдвижных палочек для них, а во-вторых, смысл его работ не в показе себя, любимого, а в диалоге с художниками прошлого. Лица Рембрандта и персонажи Гойи, Фрида Кало и ожившие "Менины" Веласкеса... Моримура относится к истории искусств как к реке, в которую можно входить не единожды. Дюрер, Караваджо, Ван Гог или Фрида Кало... - представьте, это все о нем. Истоки его селфи - в богатой традиции живописного автопортрета. Около 90 работ художника из собрания Национального музея искусств Осаки, Музея современного искусства Хара в Токио, Национального музея современного искусства Киото, а также из собрания самого художника можно будет увидеть в ГМИИ им.А.С.Пушкина с 30 января.

Другой захватывающий вариант встречи востока и запада, японской гравюры XVIII века и аниме и манги ХХ века, высокой культуры и популярной можно предложит выставка Такаси Мураками. Первую ретроспективу художника в России в самом конце сентября покажет музей современного искусства "Гараж".

Некто юбиляр

Столетие двух революций - Февральской и Октябрьской - менее всего обещает спокойные "датские" выставки, приуроченные к очередному юбилею. "Некто 1917" больше похож на трикстера, чем на солидного господина, и новорожденному "2017" придется разбираться с его наследием, одновременно открещиваясь от роли наследника революций.

В Дарвиновском музее пройдет выставка работ Энди Уорхола

"Некто 1917" - так называется проект, в котором Третьяковская галерея обещает предложить новый взгляд на революцию и искусство, устроив в своих залах на Крымском валу встречу "мифотворцев, воспевавших крестьянство как носителя национального идеала" и "утопистов-беспредметников". Иначе говоря, встречу мифа и утопии, у которых, на первый взгляд, ничего общего, кроме истоков и итогов. Понятно, что деление условно. В первую команду включили таких разных художников, как Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова. А во вторую - кроме ожидаемых Казимира Малевича (у которого, кстати, есть "Крестьянский цикл", и не один), Ольги Розановой, Любови Поповой, а также Василия Кандинского, Александра Родченко, Павла Филонова, Ивана Клюна, тоже вряд ли сводимых к единому знаменателю. Для выставки, которая откроется в самом конце сентября, произведения дают не только российские музеи, в частности, Русский музей, но и Центр Помпиду, Галерея Тейт, Музей Тиссена-Борнемисы, Стеделийк-музей, греческий Национальный музей современного искусства, Тель-Авивский художественный музей… Самая большая интрига этого проекта, разумеется, кураторская концепция. Такого рода проект не может не быть авторским, но показательно, что пока имена кураторов не названы.

Столетие двух революций - Февральской и Октябрьской - менее всего обещает спокойные выставки, приуроченные к очередному юбилею
Самые важные культурные события уходящего года по версии "РГ"

Свой исследовательский проект готовит Московский музей современного искусства. Пять кураторов (Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Алексей Петухов, Мария Силина, Надя Плунгян) объединились, чтобы взглянуть на отечественное искусство 1910-1970-х годов через призму истории модернизма. 1917 год в этой версии истории отечественного искусства явно не выглядит ключевой датой. Результатом проекта, который делается на материале коллекции Романа Бабичева, должна стать выставка "Модернизм без манифеста", где будут, в частности, работы "бубнововалетцев" Надежды Удальцовой, Александра Осмеркина, а также Мартироса Сарьяна, Александра Шевченко, Вячеслава Пакулина и Александра Русакова, ученика Малевича Эдуарда Криммера...

Крупным планом

Отдельный сюжет - ретроспективы, которые фокусируют внимание на жизни и творчестве художников, жизнь которых перевернули вихри Большой истории. В начале апреля в Инженерном корпусе ГТГ откроется большая выставка Зинаиды Серебряковой. Впервые в России будут показаны произведения парижского периода из частных французских собраний. Из раритетов - декоративные панно для виллы в Бельгии барона Жана де Броуэра, которые Серебрякова создавала перед войной в Париже. Сама художница была уверена, что и дом, и росписи погибли во время войны. Но в конце 1990-х неожиданно выяснилось, что дом сохранился, был продан после Второй мировой войны, но новые владельцы не знали ничего об авторе работ. В 2007 в Русском музее на выставке "Зинаида Серебрякова. Обнаженные" впервые в России показывали все десять панно виллы "Мануар". Теперь их увидят и московские зрители. Кроме того, в экспозиции будут также эскизы росписей Казанского вокзала и серия, посвященная Мариинскому театру.

В середине ноября сразу на двух площадках - Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности - откроется масштабная выставка "конструктора новой жизни" Эль Лисицкого. Работы раннего периода, в том числе книжные иллюстрации к "Пражской легенде" и росписи могилевской синагоги XVIII века можно будет увидеть в Еврейском музее. А в Третьяковской галерее - живописные проуны (их в России покажут впервые), знаменитые фотомонтажи, проекты оформления павильонов СССР на довоенных международных выставках, графику, рукописи и архивные фотографии из музея Ганновера…

Актуальное искусство Живопись Москва Столица