09.01.2017 21:00
    Поделиться

    Самые многообещающие выставки 2017 года

    Для тех, кто печалится, что после выставок Рафаэля и шедевров из Пинакотеки Ватикана в Москве заканчивается "итальянский сезон", есть хорошие новости. Рождество с ангелами Мелоццо да Форли и темперами со сценами поклонения волхвов, написанными Мариотто ди Нардо (ок.1385) и Джованни ди Паоло (ок. 1435-1440), которые счастливцы могли увидеть на выставке в Инженерном корпусе, дает надежды на будущее. По крайней мере в июне ГМИИ им. А.С. Пушкина обещает показать "золотой век венецианской живописи" - в полотнах Тициана, Веронезе, Тинторетто.

    От метафизики до аниме

    Но главными героями выставочных хитов 2017 года станут художники ХХ века. В апреле в Третьяковской галерее представят выставку "Джорджо де Кирико. Ностальгия по бесконечности". Более 100 работ сюрреалиста, метафизика, который вел диалог с мастерами Ренессанса, появятся в проекте, над которым ГТГ работает вместе с Фондом Джорджо и Изы де Кирико. А ГМИИ им. А.С.Пушкина в апреле же откроет выставку Джорджо Моранди, где будут работы из Музея Моранди в Болонье, а также Фонда Маньяни Рокка и Фонда Роберто Лонги…

    Параллельно ГМИИ им. А.С.Пушкина продолжает представлять "парижскую школу". Среди ярких героев выставки "Шальные годы Монпарнаса" был Хаим Сутин. В ноябре музей обещает показать первую в России ретроспективу Сутина, которую он готовит вместе с парижским Музеем Оранжери.

    Другой громкий проект - первая в России большая выставка Густава Климта и Эгона Шиле. Их более 120 рисунков привезут из венского музея Альбертина, сотрудничество с которым ГМИИ им. А.С.Пушкина началось с выставки французского рисунка XVI-середины XIX веков, показанной в 2014.

    Очень интересны проекты, выстраивающие диалог художников, наших современников, с мастерами прошлого. Так, немецкий художник Ансельм Кифер, вдохновившись поездкой в Петербург, в 2016 году создал двадцать работ, посвященных поэту Велимиру Хлебникову - специально для проекта Эрмитажа, который откроется в Николаевском зале в мае. Наряду с Георгом Базелитцем и Герхардом Рихтером, Кифер - одна из самых ярких фигур послевоенного искусства Германии. В прошлом году его огромная ретроспектива была показана в Центре Помпиду. История, как и поэзия - две музы, с которыми у Ансельма Кифера очень личные отношения. Поэзию Гёте, Селина, Жене, Целана он не иллюстрирует, но переводит на язык живописи и скульптуры, а свинцовые листы со старой крыши Кёльнского собора превращает в книги. Велимир Хлебников, один из "председателей Земного шара", заворожил его равно стихами и математическими расчетами циклов истории. Их встреча в Эрмитаже "Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову" обещает стать событием.

    В мае же Московский музей современного искусства (ММОМА) откроет выставку "Антонио Гауди. Барселона", которая явно будет интересна не только архитекторам.

    Свое путешествие в историю искусств предложит Ясумаса Моримура, 65-летний мастер перевоплощений и перформанса, чью выставку привозит из Японии ГМИИ им. А.С. Пушкина. Можно, конечно, сказать, что Моримура работает с селфи. Но, во-первых, Моримура придумал эти селфи до эпохи мобильных телефонов и выдвижных палочек для них, а во-вторых, смысл его работ не в показе себя, любимого, а в диалоге с художниками прошлого. Лица Рембрандта и персонажи Гойи, Фрида Кало и ожившие "Менины" Веласкеса... Моримура относится к истории искусств как к реке, в которую можно входить не единожды. Дюрер, Караваджо, Ван Гог или Фрида Кало... - представьте, это все о нем. Истоки его селфи - в богатой традиции живописного автопортрета. Около 90 работ художника из собрания Национального музея искусств Осаки, Музея современного искусства Хара в Токио, Национального музея современного искусства Киото, а также из собрания самого художника можно будет увидеть в ГМИИ им.А.С.Пушкина с 30 января.

    Другой захватывающий вариант встречи востока и запада, японской гравюры XVIII века и аниме и манги ХХ века, высокой культуры и популярной можно предложит выставка Такаси Мураками. Первую ретроспективу художника в России в самом конце сентября покажет музей современного искусства "Гараж".

    Некто юбиляр

    Столетие двух революций - Февральской и Октябрьской - менее всего обещает спокойные "датские" выставки, приуроченные к очередному юбилею. "Некто 1917" больше похож на трикстера, чем на солидного господина, и новорожденному "2017" придется разбираться с его наследием, одновременно открещиваясь от роли наследника революций.

    "Некто 1917" - так называется проект, в котором Третьяковская галерея обещает предложить новый взгляд на революцию и искусство, устроив в своих залах на Крымском валу встречу "мифотворцев, воспевавших крестьянство как носителя национального идеала" и "утопистов-беспредметников". Иначе говоря, встречу мифа и утопии, у которых, на первый взгляд, ничего общего, кроме истоков и итогов. Понятно, что деление условно. В первую команду включили таких разных художников, как Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова. А во вторую - кроме ожидаемых Казимира Малевича (у которого, кстати, есть "Крестьянский цикл", и не один), Ольги Розановой, Любови Поповой, а также Василия Кандинского, Александра Родченко, Павла Филонова, Ивана Клюна, тоже вряд ли сводимых к единому знаменателю. Для выставки, которая откроется в самом конце сентября, произведения дают не только российские музеи, в частности, Русский музей, но и Центр Помпиду, Галерея Тейт, Музей Тиссена-Борнемисы, Стеделийк-музей, греческий Национальный музей современного искусства, Тель-Авивский художественный музей… Самая большая интрига этого проекта, разумеется, кураторская концепция. Такого рода проект не может не быть авторским, но показательно, что пока имена кураторов не названы.

    Столетие двух революций - Февральской и Октябрьской - менее всего обещает спокойные выставки, приуроченные к очередному юбилею

    Свой исследовательский проект готовит Московский музей современного искусства. Пять кураторов (Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Алексей Петухов, Мария Силина, Надя Плунгян) объединились, чтобы взглянуть на отечественное искусство 1910-1970-х годов через призму истории модернизма. 1917 год в этой версии истории отечественного искусства явно не выглядит ключевой датой. Результатом проекта, который делается на материале коллекции Романа Бабичева, должна стать выставка "Модернизм без манифеста", где будут, в частности, работы "бубнововалетцев" Надежды Удальцовой, Александра Осмеркина, а также Мартироса Сарьяна, Александра Шевченко, Вячеслава Пакулина и Александра Русакова, ученика Малевича Эдуарда Криммера...

    Крупным планом

    Отдельный сюжет - ретроспективы, которые фокусируют внимание на жизни и творчестве художников, жизнь которых перевернули вихри Большой истории. В начале апреля в Инженерном корпусе ГТГ откроется большая выставка Зинаиды Серебряковой. Впервые в России будут показаны произведения парижского периода из частных французских собраний. Из раритетов - декоративные панно для виллы в Бельгии барона Жана де Броуэра, которые Серебрякова создавала перед войной в Париже. Сама художница была уверена, что и дом, и росписи погибли во время войны. Но в конце 1990-х неожиданно выяснилось, что дом сохранился, был продан после Второй мировой войны, но новые владельцы не знали ничего об авторе работ. В 2007 в Русском музее на выставке "Зинаида Серебрякова. Обнаженные" впервые в России показывали все десять панно виллы "Мануар". Теперь их увидят и московские зрители. Кроме того, в экспозиции будут также эскизы росписей Казанского вокзала и серия, посвященная Мариинскому театру.

    В середине ноября сразу на двух площадках - Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности - откроется масштабная выставка "конструктора новой жизни" Эль Лисицкого. Работы раннего периода, в том числе книжные иллюстрации к "Пражской легенде" и росписи могилевской синагоги XVIII века можно будет увидеть в Еврейском музее. А в Третьяковской галерее - живописные проуны (их в России покажут впервые), знаменитые фотомонтажи, проекты оформления павильонов СССР на довоенных международных выставках, графику, рукописи и архивные фотографии из музея Ганновера…

    Поделиться