11.01.2017 12:37
Власть

Пилотов ПАК ФА усадят в "умные" кресла

Текст:  Антон Валагин
Для пилотов ПАК ФА созданы новые шлемы, противоперегрузочные костюмы и "умные" кресла, рассказал ТАСС генеральный директор-главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.
Читать на сайте RG.RU
Для истребителей ПАК ФА разработали систему опознавания "свой-чужой"

- Возможности катапультного кресла для ПАК ФА значительно расширились по сравнению с предшествующими вариантами. Работать в нем могут и хрупкие женщины, и высокие мужчины: вес пилотов находится в диапазоне от 45 до 110 килограммов. Сильно развился "интеллект" системы автоматики: благодаря встроенным датчикам ввод парашюта точно определяется даже при отсутствии в момент катапультирования информации о скорости полета с бортовых систем самолета, - рассказал Поздняков.

За счет быстродействия автоматики снижена высота применения катапультного кресла - по сути, летчик может покинуть самолет даже на поверхности Земли - например, при аварии во время взлета и посадки, - и будет спасен. При этом  решение о катапультировании пилот по-прежнему принимает сам. Однако конструкторы работают и над этим.

- В стрессовой ситуации теряется ощущение высоты и пространственного положения, человек не успевает принять верное решение и реализовать его. Нужна автоматика, которая будет анализировать ситуацию и давать за летчика команду на спасение в критической ситуации, - продолжил директор "Звезды".

У российских ракет появились космические наводчики

Поскольку пилоты ПАК ФА испытывают большие перегрузки, нежели их коллеги, летающие на самолетах четвертого поколения, для них создан новый компенсационный костюм. Если раньше пневмоподушки обжимали ноги и живот летчика, предотвращая отток крови от головы и потерю сознания, то новый костюм покрывает и руки, обеспечивая переносимость девятикратных ускорений  в течение 30-40 секунд.  Введено упреждающее срабатывание защиты: получив информацию от бортовой ЭВМ, костюм надувается до того, как наступает перегрузка.

- Это значительно повышает переносимость перегрузок в высокоманевренном полете. Правда, после первой же примерки летчики сказали, что в новом костюме жарко, он слишком плотный. К тому же из-за требований по негорючести снаряжение выполнено из ткани со специальной пропиткой, что тоже не добавляет удобства. Сейчас все наши усилия направлены на обеспечение комфорта летчику без потери достигнутых свойств костюма, - заключил Поздняков.

Справка "РГ"

НПП "Звезда" имени академика Г.И. Севергина - разработчик систем жизнеобеспечения высотных и космических полетов, средств спасения и дозаправки в воздухе. Находится в подмосковном поселке Томилино и входит в холдинг "Технодинамика", структуру концерна "Ростех".

Истребитель пятого поколения Су-57
Армия Вооружение России Технологии Московская область Столица