12.01.2017 14:44
Общество

Алтайская семья третий год подряд осталась без жилья после паводка

Многодетная семья, пострадавшая от паводка, третий год не может получить жилье
Текст:  Татьяна Кузнецова (Алтайский край)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №5 (7171)
Многодетная семья Бобылевых из села Малоугренево Бийского района лишилась крова еще в июне 2014 года. Двухэтажку, где жили Бобылевы, разрушил паводок. С тех пор они не могут получить жилищный сертификат, положенный им как пострадавшим. Мать четверых малышей намерена обратиться в Верховный суд, чтобы у ее детей была крыша над головой.
Читать на сайте RG.RU

Из конторы - в чужой дом

- Сначала мы жили в нашем разрушенном паводком доме, пока его не снесли, потом районные власти переселили нас в пустующую контору бывшего совхоза, - рассказала Наталья Бобылева корреспонденту "РГ". - Но там было очень холодно. В 30-градусные морозы температура в помещениях не поднималась выше десяти градусов, обогреватели не спасали. Протопить старую котельную, где раньше работали три кочегара, было невозможно. А в конце ноября котел и вовсе взорвался.

Первые 44 семьи в Приморье получили компенсации

Сейчас Наталья с мужем, девятилетним Данилом, восьмилетним Иваном и совсем маленькими Викой и Никитой трех живут в чужом доме. Узнав, что многодетной семье некуда деться, совершенно незнакомые люди предложили им бесплатно пожить в доме, который выставлен на продажу.

- Ни маневренного фонда, ни свободного муниципального жилья в районе нет, - пояснил глава Бийского района Евгений Якуба. - Поэтому их заселили в бывшую совхозную контору, но там возникли проблемы с системой отопления.

В любой момент дом, в котором временно разместилась семья, могут продать и тогда Бобылевы вообще окажутся на улице. В такой плачевной ситуации семья оказалась не по своей вине, а из-за разрушительного паводка. Наталья уже больше двух лет ходит по судам, чтобы добиться выделения государственного жилищного сертификата (ГЖС), положенного подтопленцам, но пока все без толку.

Исключили из списка

- Сначала мы доказывали, что действительно жили в подтопленной квартире, которая принадлежала родственнице мужа, и мы являемся членами ее семьи. По решению суда районные власти включили нас в списки на получение жилья. Край направил документы в Москву, но министерство финансов нам отказало в сертификате, сославшись на постановление правительства, которое вышло в марте 2015 года, хотя крова мы лишились в 2014-м. Пришлось судиться уже с минфином, - говорит многодетная мать.

Основная проблема в том, что Бобылевы не являлись собственниками двухкомнатной квартиры, в которой жили до потопа. И хотя решением Бийского районного суда Алтайского края от 25 сентября 2014 года они были признаны членами семьи владельца жилья, в минфине эти доводы не приняли. Произошло это потому, что документы несколько месяцев "бродили" по инстанциям, и только 25 мая 2015 года администрации Алтайского края включила Бобылевых в дополнительный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов. Однако в марте 2015 года вышло постановление правительства, которое внесло изменения в порядок выдачи сертификатов пострадавшим от ЧС. Согласно новым нормам, Бобылевы уже не могут претендовать на ГЖС, поскольку не являются собственниками, а владелица квартиры соответствующее заявление не подавала. Вот минфин и вернул документы с припиской "в связи с необходимостью уточнения вопросов применения постановления правительства РФ № 213", предложив обратиться в суд.

Проиграли дважды

У многодетной семьи нет средств на адвокатов, и Наталья сама пытается отстоять право своей семьи на жилье. Увы, Центральный районный суд Барнаула не поддержал требование выделить семье из шести человек жилищный сертификат на приобретение жилья площадью девяносто квадратных метров по "старым" правилам. Не поддержал Бобылевых и Алтайский краевой суд, который в декабре отклонил апелляцию.

Прокуратура заставила смоленских чиновников дать жилье многодетным

- Я не понимаю, почему к нам задним числом применяют новые законодательные нормы, - недоумевает Наталья. - Ведь когда случился паводок и позже, когда мы писали заявление на сертификат, они еще не действовали. Мне ничего не остается, как обратиться в Верховный суд, ведь иначе мы с четырьмя ребятишками окажемся на улице. Я уже согласна и на 40,5 квадратных метра, которые у нас были в разрушенном паводком доме.

Ситуацию по просьбе "РГ" прокомментировали в Главном управлении строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

- Право на получение сертификата наступает не с момента чрезвычайной ситуации и не со времени написания заявления на его получение, а тогда, когда пострадавший будет включен в список получателей ГЖС, - отметили в ведомстве. - Бобылевы были внесены в список 25 мая 2015 года, когда уже изменились требования и условия для получения сертификата. Поэтому в данном случае речь о том, что к ним "задним числом" применяют новые нормы законодательства, не идет.

Скудный семейный доход - 3,5 тысячи рублей детских пособий и непостоянные заработки главы семейства - не позволяют Бобылевым снимать жилье. При этом Наталья как сирота уже семь лет ждет от государства положенные ей 33 квадратных метра. В нынешней плачевной ситуации, в которой оказалась многодетная семья, районные власти обещают их предоставить, вот только вшестером в однокомнатной квартире будет явно тесно.

Комментарий

Сергей Войтюк, глава регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае:

- Мы предложили администрации Алтайского края, не вдаваясь в юридическую казуистику и учитывая, в каком сложном положении оказалась многодетная семья, обеспечить Бобылевых подходящим жильем. А уж по какой программе это будет сделано - обеспечение жильем детей-сирот или пострадавших от чрезвычайной ситуации, - решать властям.

Цифра

30 месяцев назад дом Бобылевых был разрушен паводком, и до сих пор их жилищный вопрос не решен.

Помощь пострадавшим Алтайский край Сибирь