Запоздалое обоснование
Чиновники севастопольского правительства в последних числах декабря выделили из резервного фонда 14,8 миллиона рублей на технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, который должен обеспечить пресной водой растущий Севастополь. Деньги пойдут на оплату 25-процентного аванса Объединенной энергостроительной корпорации, назначенной единственным поставщиком. Вся стоимость ТЭО составит 59,1 миллиона рублей, а работы продлятся пять месяцев. Остаток суммы подрядчик получит в 2017 году из статьи "прочее" федеральной целевой программы.
- Было принято решение до разработки проекта переброски стока реки в Чернореченское водохранилище провести ТЭО и оценить целесообразность этого проекта и возможность поиска альтернативных источников, - сообщил директор департамента городского хозяйства Севастополя Андрей Чибисов.
Все бы ничего, да только произошло это спустя целый год после того как правительство города заключило контракт на проектирование водовода и Соколинского водохранилища на Коккозке с компанией "Мосстройквадрат". Контракт потянул на 72,2 миллиона рублей из средств федеральной целевой программы (на весь проект в ФЦП предусмотрено 1,75 миллиарда рублей). Согласно отчетам правительства, подрядчик провел топографическую съемку и инженерно-геодезические изыскания. Компания подготовила ТЭО и предложила три варианта прохождения водовода до Чернореченского водохранилища. В конце июля севастопольские чиновники выбрали подходящий по срокам и стоимости вариант - 28-километровый тракт водоподачи и отрапортовали, что работы по проектированию сооружения завершатся до конца года. Однако в конце года внезапно выяснилось, что подрядчик свои обязательства не выполнил, правительство будет с ним судиться, а тем временем назначит нового исполнителя.
- Департамент капстроительства Севастополя на сегодняшний день прерывает контракт (с ООО "Мосстройквадрат") и выходит, по всей видимости, на суды с подрядчиком, потому что почти ничего не сделано, - пояснил вице-губернатор Севастополя Владимир Базаров. - ТЭО предполагает изучение всех возможных способов увеличения объема питьевой воды в Севастополе и разработку способа, который будет выбран.
Почему севастопольские чиновники, заключая контракт в декабре 2015 года, не изучили целесообразность переброски воды из Коккозки, а сразу принялись тратить деньги ФЦП на проектирование, так и осталось тайной. В правительстве лишь отвечают, что этот пункт включили в ФЦП на основе разработок, сделанных в украинский период.
Истина в воде
По оценке специалистов, переброс стока реки Коккозки сможет избавить Севастополь от дефицита питьевой воды на 20-30 лет. Ее воды - левого притока самой полноводной крымской реки Бельбек - стекают с северной стороны массива Ай-Петри. Почти весь год это - мелкая речушка, но в период весеннего паводка объем воды увеличивается восьмикратно. Однако ценная для Крыма пресная вода уходит в море. Эту паводковую воду и планировали задерживать дамбой и отправлять в Севастополь, а остальной сток реки оставить нетронутым.
Но любые пути реализации проекта упираются в массу эколого-геологических проблем. Между рекой и Чернореченским водохранилищем находится гора. Сначала предлагалось пробить в ней тоннель длиной 8,7 километра, однако этот способ оказался чересчур затратным и рискованным, от него отказались, решили прокладывать трубопровод в обход. Вторая проблема - в какой точке строить дамбу. Чтобы вода текла самотеком, Соколинское водохранилище надо поднять на высоту 450 метров над уровнем моря. Но в таком случае оно окажется на территории заказника "Большой каньон Крыма", разрушит уникальную природу, повысит угрозу оползней. Если водохранилище расположить ниже по течению, понадобятся мощные и энергозатратные насосы. Кроме этого, ошибки в расчетах могут привести к тому, что вода и вовсе будет уходить под землю.
Как рассказал "РГ" Андрей Чибисов, эту проблему первые проектировщики как раз не решили. Он не исключает, что по итогам ТЭО из альтернативных вариантов будет снова выбрана Коккозка, и тогда предстоит продумать лучшее решение для строительства водохранилища и водовода.
- Если результаты ТЭО покажут, что проблему водообеспечения Севастополя решит только Коккозка, то на следующем этапе специалисты будут искать точку, в которой можно разместить водохранилище, изучат геологию этого участка, - пояснил Чибисов.
Согласно заданию, подрядчик обязан собрать и проанализировать исходные данные по источникам водоснабжения, провести инженерные изыскания и разработать предпроектную документацию, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант и обосновать инвестиции.
Как жить без реки?
Но есть и социальная проблема строительства дамбы на Коккозке, которую пока не исследовали в рамках контракта по ФЦП. Как отсутствие паводковых вод скажется на Бельбекской долине, где проживает около 30 тысяч человек? Для них река - основной и нередко единственный источник пресной воды. Крымские ученые объясняют, что паводковые воды - естественный способ очистки реки, без них начнется заиливание, погибнет краснокнижная фауна, вода в колодцах станет непригодной для питья, а русло и вовсе может высохнуть, оставив без воды как селян, так и сельское хозяйство Севастополя и Бахчисарайского района. В октябре в Бахчисарае состоялись общественные слушания, все 200 участников которых проголосовали против проекта переброски воды из Коккозки.
- Почему снова выбран подрядчик вопреки мнению людей? - удивляется севастопольская общественница Татьяна Крылова. - Ведь жители сел, ученые, руководство Бахчисарайского района и Республики Крым высказались против этого проекта и ждали его отмены. Местные жители решительно настроены на сохранение Коккозки и благополучие Бельбекской долины.
Кстати
Искать другие источники воды ранее предложили проектировщики генплана Севастополя. Представитель института территориального планирования "Урбаника" Виктория Василевская считает, что строительство Соколинского водохранилища может повлечь за собой снижение подрусловых подземных вод, которые обеспечивают Северную сторону Севастополя, а также усилит оползневые процессы на побережье от Любимовки до Качи.
- Потери севастопольского "Водоканала" сейчас составляют 42-48 процентов, - отметила Василевская. - Подается 150-180 тысяч кубометров воды в сутки, а потребляется в два раза меньше. Она теряется в сетях и за счет несанкционированных подключений, коммерческого водосбора. Надо провести инвентаризацию и учет всех сетей, ввести системы технического водозабора, чтобы питьевая вода не использовалась для полива и на нужды промышленных предприятий. Также необходимо провести гидрологические исследования в окрестностях Севастополя. Подспорьем могло бы стать Альминское месторождение, которое пока недостаточно разведано.
Дмитрий Овсянников, врио губернатора Севастополя:
- Договор по технико-экономическому обоснованию вариантов водоснабжения города покажет, каким путем мы должны двигаться. Это и модернизация водопроводных сетей - уже принята госпрограмма и заложены суммы, и дополнительные источники водоснабжения, и повторное использование технической воды. Возможно, придется вернуться к варианту формирования резервных водохранилищ, в том числе к перебросу реки. Проект, условно говоря, направлен на ревизию.
Андрей Никитченко, гендиректор дирекции по управлению ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года":
- Были сомнения в экологической и технологической целесообразности строительства Соколинского водохранилища с трактом подачи в Чернореченское. Началось проектирование, хотя подрядчик не понимал, где будет расположено водохранилище. Дирекция выступила инициатором перезапуска этого процесса. Мы привлекли все заинтересованные стороны, экспертов, научных работников и выработали список мер для рационального использования имеющихся водных ресурсов. Они включают дополнительное водообеспечение за счет внутренних источников, экономию, модернизацию Чернореченского водохранилища и ремонт сетей, в которых сегодня происходят огромные потери. При этом переброс стока Коккозки имеет смысл. Это мероприятие было внесено в систему водного каркаса еще в советское время. Однако его реализация связана с рисками и на данном этапе нецелесообразна. Есть основание полагать, что Севастополь обладает своими мощными водными ресурсами, и нет необходимости обращаться к ресурсам в соседнем субъекте.