Реализация генплана Севастополя обойдется в 1,13 триллиона рублей

Московские архитекторы завершили основной этап разработки генплана Севастополя, по которому городу предстоит жить до 2035 года. Прежде чем передать документ правительству, его представили на градостроительном совете, а также на депутатских слушаниях в Заксобрании. Разработчики уверены, что для полноценного развития Севастополя надо решить три ключевые проблемы: построить новые дороги, освободить береговую линию и перенести объекты Черноморского флота и Севморзавода.

План на триллион

Реализация всех намеченных планов до 2035 года обойдется в 1,13 триллиона рублей. Более половины этой суммы - 611 миллиардов рублей - уйдет на транспортную инфраструктуру, две трети из которых понадобятся в ближайшие пять лет, до 2022 года. Инвестиции в жилищное строительство составят около 397 миллиардов, в социальную инфраструктуру - 93, в инженерное оборудование - 52 миллиарда рублей.

- Основные инвестиции должны быть сделаны до 2025 года, чтобы устранить дефекты инженерной и дорожной инфраструктуры, - объясняет главный архитектор генплана Севастополя, замдиректора архитектурного бюро "Остоженка" Андрей Гнездилов. - Предполагаем большое инвестирование частных средств, благодаря которым бюджет города к 2035 году должен вырасти за счет увеличения налогооблагаемой базы.

Основная идея нового генплана заключается в том, чтобы соединить три разрозненные части города - Южную, Корабельную и Северную стороны в единое целое. Город станет удобным для жизни, появится импульс к развитию депрессивных районов и застройке пустующих территорий.

- Площадь Севастополя лишь немного меньше площади Москвы в ее старых границах, - говорит руководитель НПО комплексного градостроительного проектирования ГУП "НИиПИ генплана Москвы" Максим Перов. - Но в старых границах Москвы жили 10 миллионов человек, а в Севастополе - полмиллиона. "Рыхлый" город надо сделать компактным, иначе невозможно обеспечить нормальное функционирование транспорта, инженерной инфраструктуры.

В первую очередь необходимо создать поперечные транспортные связи, главная из которых - "рокадный проспект", который свяжет Камышовую бухту и проспект генерала Мельника (западную и восточною часть города). Пропускная способность Камышовской объездной и дороги через вокзал почти исчерпана. Если построить новую трассу, то начнет застраиваться восточная часть города, и плотность населения будет сбалансирована. Второй способ устранения пробок - дорога от улицы Пожарова в центр города через 400-метровый тоннель.

- Надо объединить город, разделенный ландшафтом на три части, и увязать части мегаполиса в единое целое, - объясняет Перов. - Создать серию широтных связей, которые снимут напряженность с узких участков. Новый транспортный каркас позволит приступить к развитию района Зеленая горка и Корабельной стороны. Среднее время поездки до работы сократится в 1,5 раза - с 38 до 24 минут.

Проектировщик уверен, что движение транспорта в Севастополе можно организовать более эффективно уже сейчас, не дожидаясь строительства новых дорог. Для этого достаточно перенастроить светофоры.

- Надо разработать проект организации движения и передать светофоры ГИБДД, - говорит Перов. - Простыми средствами светофорного управления можно значительно, процентов на 20-25, улучшить трафик в городе. Любой местный житель или таксист может рассказать, какие светофоры работают абсолютно неправильно. Ничто не мешает этот вопрос урегулировать по-хозяйски.

Берег для всех

"У Севастополя потрясающей красоты береговая линия", - уверены разработчики, но большая ее часть закрыта. Они подсчитали, что протяженность побережья от северной части Севастопольской бухты до мыса Херсонес составляет 75 километров, и из них только 24 километра (30 процентов) доступны горожанам. Но можно установить баланс 50 на 50.

- Город, находящийся у моря, практически не может к нему подойти и прикоснуться, - отмечает Андрей Гнездилов. - Берег в приморском городе должен быть максимально доступен.

Для этого достаточно открыть 12 километров берега. Но при этом останутся и закрытые участки - объекты Черноморского флота и промышленности, такие, как Минная стенка и стоянка подлодок в Южной бухте. Городскую застройку надо остановить там, где она находится сегодня, а свободную территорию между домами и морем отдать под рекреацию.

Самым сложным оказался вопрос соседства с объектами минобороны РФ. В него упираются многие привлекательные градостроительные идеи.

Например, новый парк на мысе Хрустальный и пешеходная туристическая тропа от Херсонеса до Малахова кургана в новом генплане проходят по территории бывшего 24-го военного завода. Но передачу заброшенного участка долгое время не удается урегулировать с минобороны.

- На закрытые, режимные объекты не могут пропустить людей и транспорт, там нельзя строить новые дороги, - отмечает Андрей Гнездилов. - Они заняли удобные места внутри города и мешают гармоничному развитию Севастополя. При этом военно-морская база является драйвером экономического роста Севастополя и должна развиваться адекватно современным геополитическим вызовам, создавая новые рабочие места.

Кораблям - простор

Для развития современной военно-морской базы разработчики генплана отвели место на Северной стороне Севастопольской бухты - вплоть до "ковша" Черной речки. На площади 108 гектаров можно разместить полноценные стоянки и места базирования флота, которые будет удобно снабжать по железной дороге со стороны крупного транспортного узла на Мекензиевых горах.

На правой стороне бухты в районе Инкермана предлагается разместить мощности Севморзавода. Градостроители объяснили, что решение о переносе СМЗ из Южной бухты сложное, но вполне обосновано. В Южной бухте завод занимает 30 гектаров, а этой территории недостаточно для строительства современного судоремонтного предприятия. К тому же вокруг него должна быть 500-метровая санитарная зона, которая пройдет по существующей жилой застройке Корабельной стороны. Оборудование, доки, строения устарели. В Инкермане же на территории 111 гектаров можно построить современные 350-метровые доки и 300-метровый стапель, плюс - удобный железнодорожный подъезд.

- Нужен серьезный экспертный расчет рентабельности строительства нового завода, - признает Андрей Гнездилов. - Для города южная площадка Севморзавода - не пустое место, она в памяти каждого севастопольца, еще адмирал Лазарев строил там доки. Но этот участок важен для общественных функций, и предстоит разобраться - должна ли вся эта территория быть индустриальной. Территория в Южной бухте может развиваться как новый деловой центр, что сбалансирует потоки туристов и офисных сотрудников, которые сегодня переполняют центральное городское кольцо.

Генеральный план Севастополя в ближайшее время будет вынесен на общественные слушания, и жители города смогут выразить свое отношение к новым градостроительным решениям. После обсуждения в него внесут окончательные правки. Затем документ отправят на согласование в федеральные министерства и до конца 2016 года утвердят в Заксобрании Севастополя.

Комментарии

Алексей Еремеев, вице-губернатор Севастополя:

- Предложение увеличить доступность береговой линии выглядит позитивно, но его реализация зависит от перемещения воинских частей, а также "Севморзавода". Этот вариант надо согласовывать с представителями флота. Даже если завод неработающий, это еще не значит, что у минобороны РФ нет планов использования этой территории. А предложение о перемещении воинских частей ЧФ на Северную сторону города не было с нами согласовано как с заказчиками. Оно дискуссионно, и с точки зрения реализации вызывает определенные сомнения.

Алексей Чалый, депутат Заксобрания Севастополя:

- Разработчики генплана оказались в тяжелой ситуации, поскольку генплан должен быть отражением экономического развития города, но сегодня мы в состоянии заработать лишь 30 процентов от того, что тратим. Генплан приходится создавать в условиях серьезной неопределенности с точки зрения того, какой будет экономика города через 10-15 лет. Поэтому приходится рисковать. Но это надо сделать, иначе мы потеряем географию и историю, замусорим их такими архитектурными "успехами", после которых уже ничего не останется. Генплан нужен, но это малая составляющая пути развития города.