Надежду на это давало лекарство, которое приобрести можно было в США. Семья и друзья экс-премьера собрали 10 тысяч долларов. Препарат был заказан, и забрать его предстояло сотруднику дипмиссии РФ.
Мария Захарова подчеркивает, что дипломат действовал на основании рецепта врача. Однако спецслужбы США провели настоящую спецоперацию по "захвату" россиянина, чья дипломатическая неприкосновенность была грубо нарушена. "Когда он приехал забирать лекарство, к нему подошли сотрудники американских спецслужб, вынудили его спуститься, где не работала сотовая связь, - рассказала Захарова в телеинтервью. - Он не мог связаться ни с консульством, ни с посольством, ни со своими коллегами. Они продержали его там час. То, о чем с ним говорили, больше было похоже на попытку вербовки, нежели на адекватный разговор: его запугивали тем, что взяли на "незаконном обороте медицинских средств и лекарственных препаратов".
В беседе с "РГ" официальный представитель МИД России отметила, что обвинения были полностью сфабрикованы, тем более что к американскому врачу, который выписал рецепт и заказал препарат, у властей США не было никаких претензий, и он по-прежнему занимается своей практикой. "Если бы действительно речь шла о правонарушении, то были бы задействованы официальные каналы связи в соответствии с легальной процедурой. Но нашего дипломата целый час продержали в подвале. После этого его вывели на первый этаж, где он смог дозвониться в наше загранучреждение, чтобы за ним приехали", - уточнила Захарова. При этом ни изъятое лекарство, ни деньги за него российской стороне так и не вернули.
"Тогда мы не хотели предавать этот вопиющий случай огласке, потому что приоритетом для нас оставалось здоровье Евгения Максимовича. Но надо понимать, что это лишь один из сотни подобных случаев, причем не менее жестких, - признала собеседник "РГ". - Мы также до последнего надеялись сохранить хотя бы крупицу конструктивных отношений с администрацией Обамы. Однако политика Вашингтона по-прежнему определялась межведомственной, межпартийной борьбой и внутриполитическими подковерными играми, за которыми не осталось ничего человеческого".
Как рассказала Захарова, впоследствии Госдеп США и лично госсекретарь Джон Керри попытались исправить ситуацию и даже организовали отправку препарата в РФ через клинику в Кливленде. "Однако было потеряно несколько недель, бесценное время было упущено", - констатировала она.
Что касается российского дипломата, то американская сторона поставила ультиматум: либо он "добровольно" покидает страну, либо его объявляют персона нон грата. Так в скором времени завершилась его командировка в США. На Смоленской площади отмечают: Москва не стала принимать какие-либо меры в отношении американцев, не желая ставить в неудобное положение тех, кто не был причастен к этой истории. "Однако концепция уходящей администрации в отношении России в полной мере раскрылась 29 декабря 2016 года, когда Обама принял решение о высылке из страны 35 наших дипломатов", - заключила Мария Захарова.
Евгений Примаков