19.01.2017 11:48
Спорт

Нижегородский эксперт рассказал, как готовиться к поездке на снегоходе

О чем нужно помнить, отправляясь в путешествие на снегоходе
Текст:  Андрей Андреев (Киров) Ирина Белова (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №11 (7177)
Ежегодно в Нижегородской и Кировской областях, а также в Удмуртии и Коми регистрируются десятки несчастных случаев, связанных с нарушением правил эксплуатации снегоходов.
Читать на сайте RG.RU

Машины не регистрируют...

Спасатели испытали уникальные снегоболотоходы "Барс"

В связи с этим специалисты региональных инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) совместно с сотрудниками ГИБДД регулярно проводят профилактические рейды, направленные на предупреждение подобных происшествий. В частности, в Кировской области операция "Снегоход" проходит именно в эти дни.

Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела организационно-надзорной работы Гостехнадзора Кировской области Эдуард Бобров, сегодня в регионе зарегистрировано 1190 снегоходов разных типов. Хотя, по его словам, на самом деле во владении находится как минимум раза в два больше машин. Половина владельцев не спешит регистрировать технику, ссылаясь на крайне высокий, по их мнению, транспортный налог - около семи тысяч рублей в год.

- Некоторые прямо говорят, что не понимают, почему должны платить такие большие деньги за технику, которую используют несколько раз в год, - рассказывает Бобров. - При этом налог на автомобиль, которым они пользуются круглогодично, в два раза меньше.

...Да еще цепляют к ним ватрушки с детьми

Тем не менее в последние два года регистрировать снегоходы стали чаще. Этому, помимо сознательности владельцев, способствует и то, что сотрудники ГИБДД активно интересуются у владельцев авто, на которых перевозят такую технику, есть документы на снегоход или нет. Штрафы за технику без регистрации составляют до двух тысяч рублей, а сама регистрация - 2,5 тысячи. Так что резон узаконить статус самоходной машины есть.

Несмотря на то что на снегоходах, как правило, по дорогам общего пользования не ездят, на право управления ими также нужно специальное удостоверение. Получить его можно в инспекциях Гостехнадзора после обучения на специальную категорию. Чем может быть чревата езда без регистрации, техосмотра и прав, хорошо показывает недавняя трагедия в Кирово-Чепецком районе, где женщина - водитель снегохода погибла, въехав в забор. Никаких документов ни на машину, ни на право управления ею у нее не было. А некоторые еще и катают на ватрушках, прицепленных к снегоходу, детей, что категорически запрещено.

Начать лучше с маломощного

Нижегородец рассказал об особенностях мотопутешествий по Европе

О том, как грамотно подготовиться к поездке на снегоходе и сделать ее безопасной, корреспондент "РГ" беседует с Александром Вогулкиным, экспертом по части эксплуатации гусенично-лыжной техники.

Говорят, что новичку лучше привыкать к снегоходу начиная с маломощной техники. Так ли это?

Александр Вогулкин: Безусловно. Сразу брать мощный снегоход не стоит. Также важно помнить, что при управлении снегоходом нужны другие навыки, нежели, например, при езде на мотоцикле или квадроцикле. Техника управления снегоходом кардинально отличается. Например, поворот на снегоходе совершается за счет массы тела.

Эти навыки нужно приобретать самостоятельно? Или этому где-то учат?

Александр Вогулкин: Да, у нас есть школы, где обучают вождению снегоходов и квадроциклов. Первоначальные навыки управления можно получить там. Что касается специализированных школ, то в Нижегородской области таких нет.

Научиться управлять снегоходом несложно. Но есть один нюанс: снегоход - тяжелая машина, и перевернуться набок на нем очень легко. Поэтому на снегоходе лучше ездить вдвоем.

Едем только по снегу

Есть ли рекомендации по температуре воздуха и глубине снега, при которых можно спокойно эксплуатировать снегоход?

Александр Вогулкин: Желательно использовать его при минусовой температуре. При плюсовой тоже можно, но для этого нужна машина с жидкостным охлаждением. Если вы двигаетесь на снегоходе не по снегу, то велик риск перегрева двигателя и повреждения подвески. Она устроена на снегоходе таким образом, что смазывается при езде опять же благодаря снегу.

Мы уже определились, что новичку стоит начинать с малокубатурной техники. А если говорить о марках, то какие предпочтительнее?

Александр Вогулкин: На самом деле марок снегохода не так уж и много. На данный момент существуют два российских производителя и четыре основных зарубежных. Безусловно, иностранная техника качественнее и надежнее. Но зачастую важным фактором при выборе снегохода является наличие запчастей и их стоимость. Если покупатель выбирает снегоход для рабочих целей, то ему лучше взять отечественную технику как раз по причине быстрой замены и низкой стоимости запчастей. В этой связи с зарубежной техникой бывают проблемы.

Выбор определяется целью

Кроме кубатуры, на что еще следует обратить внимание при выборе снегохода?

В якутской тундре замерзли мужчина и ребенок

Александр Вогулкин: На двигатель: двухтактный или четырехтактный. Преимущество двухтактного состоит в том, что снегоход будет легче и мощнее. Но есть и минусы: дополнительные затраты при эксплуатации (расход масла), более высокий уровень шума и задымления. Четырехтактный снегоход менее громкий, у него нет дополнительного расхода масла, но он тяжелее. Так что самое важное - определение цели. А также не менее важно - это вес. Чем больше масса водителя и пассажира, тем мощнее нужно выбирать снегоход.

Если вы покупаете его для туристической цели, то лучше взять как минимум двухместный. Также есть трех- и четырехместные снегоходы с комфортными подвесками и выведенными разъемами под подогрев шлемов, ручек, сидений. Одноместные снегоходы - чаще всего спортивные или туристическо-спортивные, где главное - это вес и мощность.

Каковы сегодня расходы при покупке снегохода? Сколько денег готовить покупателю?

Александр Вогулкин: Если мы говорим про снегоход российского производства, утилитарный или утилитарно-туристический, с широкой гусеницей, на котором будет удобно кататься любому человеку, то его стоимость составит примерно 350 тысяч рублей. Если вести речь об импортном, то он обойдется в сумму порядка 600 тысяч рублей. Выше - это плата за мощность, комфорт, удобство.

Ключевой вопрос

Какой должна быть экипировка водителя снегохода? Можно ли покататься на нем в пуховике и шапке?

Александр Вогулкин: Можно, но вам это быстро надоест. Езда на снегоходе - дело все-таки небезопасное. К тому же любая снегоходная экипировка должна защищать от ветра: на скорости 40 километров в час ощущения в пятиградусный мороз как при минус 20. Поэтому вы вряд ли сможете кататься в любимом пуховике и без специальных перчаток - газ на снегоходе нажимается большим пальцем. Экипировка для снегохода должна быть функциональной, комфортной и соответствовать погодным условиям. Кстати, при катании на снегоходе самые частые травмы - подворачивание ноги: или когда слезал с техники, или при движении нога попала под гусеницу. Поэтому снегоходные боты - вещь очень нужная. Они фиксируют ногу и не позволяют ей подворачиваться.

Очень важная часть экипировки - шлем. Он должен быть с двойным визором, чтобы не запотевал и обеспечивал 100-процентный комфорт при движении. Если шлем запотеет, вы ничего не будете видеть, а ехать с открытым шлемом бессмысленно. К слову, экипировать можно всех членов семьи: в магазинах есть детская, женская, мужская "спецодежда". Выбор большой, на любой цвет и кошелек.

Автомото Удмуртия Республика Коми Киров Нижний Новгород Приволжье Северо-Запад