В ноябре 2016 года в Росимущество поступила заявка Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата "о передаче в безвозмездное пользование некоторых объектов бывшего Херсонесского Владимирского мужского монастыря". По информации директора государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический" Светланы Мельниковой, речь идет о 24 объектах, ранее находившихся в пользовании монастыря Святого Владимира. Практически все они на сегодняшний день заняты музеем.
- Там находятся экспозиционные площади музея, фондохранилища, реставрационные мастерские, - говорит она. - По сути, вся административная, хозяйственная и основная культурная деятельность музея-заповедника станет невозможной, если все эти 24 здания будут переданы.
В случае удовлетворения запроса церкви музею придется переезжать: для этого нужно специализированное здание или даже целый комплекс, при этом он должен находиться в непосредственной близости от объекта изучения. Найти подходящий участок будет сложно - земли, прилегающие к территории заповедника, частично были выведены из его состава и застроены еще при Украине. Уголовные дела расследуют до сих пор, многие участки находятся под арестом, однако вероятность того, что построенные незаконно частные дома снесут и освободят территорию для новых корпусов музея или для нужд благочиния, крайне мала.
Однако Росимущество отклонило заявку без рассмотрения "в связи с некомплектностью документов". Но как подтвердил "РГ" благочинный Севастопольского округа, запрос в Росимущество будет подан повторно.
- Давайте вспомним, где сегодня важнейшие экспонаты истории государства Российского, - парирует Благочинный Севастпольского округа протоиерей Сергий Халюта. - Более 220 тысяч экспонатов находятся в подвалах бывшего монастыря! В подвалах, явно не приспособленных для их хранения.
По его словам, за последние сто лет государство не построило ни одного здания для Херсонесского музея. К примеру, средневековый зал музея - это храм Корсунской иконы Божьей матери. Халюта считает, что "для верующих нахождение там музея является актом святотатства".
Конфликт между ученым сообществом и РПЦ тянется еще с XIX столетия, когда раскопками в Херсонесе ведало Одесское общество истории и древностей, напомнил председатель постоянного комитета по архитектуре и градостроительству Законодательного собрания Севастополя Вячеслав Горелов. По очереди брали верх то Академия наук Российской империи, то Священный синод - пока, наконец, к 1917 году ученые не одержали победу. Баланс, сложившийся в наши дни, когда и музей, и церковь сосуществуют на одной территории, является ценным достижением, считает он.
- Если же помещений не хватает, а я полагаю, такая нехватка есть и у музея-заповедника, и у благочиния, это нужно обсуждать вместе с наблюдательным советом, - говорит Горелов.
Сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева считает, что обсуждать вопрос передачи объектов Херсонеса необходимо с привлечением Министерства иностранных дел.
- "Херсонес Таврический" входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его судьбу может решать только на международном уровне, - говорит она. - Передача части музейного комплекса другим лицам приведет к новому витку скандала на международном уровне.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил корреспонденту ТАСС, что ему ничего не известно о планах передачи имущества "Херсонеса" церкви, но единого подхода к таким ситуациям быть не может.
- Безусловно, тут нельзя говорить о каком-то общем подходе, - заявил Песков. - Это вопрос целесообразности, который обсуждается в каждом конкретном случае.
Кстати
В 2014 году президент Владимир Путин назвал Херсонес Таврический местом, имеющим "огромное цивилизационное и сакральное значение". Первая характеристика подчеркивает ценность древней Корсуни в культурном контексте, вторая - в религиозном. В полном соответствии с формулой, территорию заповедника сейчас используют Министерство культуры и Русская православная церковь.
В декабре 2015 года "Херсонес Таврический" внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В Уставе музея-заповедника закреплена возможность прекращения права оперативного управления на объекты культурного наследия религиозного назначения - "по основаниям, предусмотренным федеральным законом".
Музейный заповедник "Херсонес Таврический"