Ученым из Московского государственного университета (МГУ) удалось детально отследить химические реакции, происходящие в перспективных литий-воздушных аккумуляторах, на которые сейчас делают ставку в том числе производители электромобилей. Вывод оказался неутешительным: из-за возникающих побочных эффектов наладить серийное производство и внедрить новинку в ближайшие лет 10 вряд ли удастся, сообщается на сайте вуза.
Перед учеными и производителями все время возникает задача создания новых типов аккумуляторов: легких, но в то же время более мощных и энергоемких. Поэтому современные литий-ионные аккумуляторы могут быть вытеснены так называемыми литий-воздушными. Они, как ожидается, смогут запасать в пять раз больше энергии. Тем самым, в частности, удастся решить проблему небольшого запаса хода в современных электромобилей, которые не могут далеко отъезжать от источников питания.
- Разработка нового типа металл-воздушных батарей, наделав много шума несколько лет назад, сегодня зашла в тупик. Оказалось, что восстановление кислорода в этих литий-воздушных аккумуляторах проходит крайне сложно и многоступенчато и к тому же сопровождается кучей нежелательных побочных реакций, - пояснил старший научный сотрудник кафедры неорганической химии химфака МГУ Даниил Иткис. - Желание инноваторов поскорее коммерциализировать батарейки, которые могли бы превысить ключевые показатели литий-ионных аккумуляторов во много раз, оказалось нереализуемым без глубокого понимания механизмов процессов, протекающих внутри аккумулятора.
На данный момент литий-воздушный аккумулятор невозможно перезарядить более нескольких раз. Дело в том, что углеродный положительный электрод, на котором происходит реакция кислорода с литием, довольно быстро перестает проводить ток. Это происходит из-за образующихся супероксид-анионов - частицы настолько активны, что провоцируют реакции окисления электролита и углеродного электрода. При этом материалы "портятся", а электролит расходуется на эти побочные процессы.
Ранее в других своих работах исследователи предположили, что атака на углеродные материалы супероксид-анионов начинается в местах, где в углероде есть дефекты. В данной работе ученые подтвердили эту гипотезу в реально используемых электролитах.
- Глобально результат неутешительный, так как совсем бездефектным материал быть не может. Это означает, что нужно искать пути, как сместить зону, где протекает реакция подальше от углеродного материала. Над этим мы сейчас активно думаем, - пояснил Даниил Иткис. - Сказать, будут ли литий-воздушные аккумуляторы дешевле или дороже литий-ионных, пока трудно. Могу сказать, что до 2020-2025 года ожидать каких-то серийных образцов точно не стоит.