28.01.2017 17:41
Культура

Как "Рай" обошел "Экипаж" на вручении премии "Золотой Орел"

"Рай" Андрея Кончаловского получил "Золотого Орла" как лучший фильм года
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Столичный выпуск: №19 (7185)
Кинематографическая премия "Золотой Орел", которая в этом году вручалась Национальной академией кинематографических наук и искусств России в 15-й раз, получилась особенной. Но не только потому, что оценивала фильмы, которые вышли в Год российского кино, что отметил в своем обращении, озвученном в начале церемонии министром культуры Владимиром Мединским, президент РФ: "нынешняя Премия особая... и стать ее лауреатом особенно почетно и ответственно". И не только оттого, что, как отметил Президент Академии и глава Союза кинематографистов Никита Михалков, это юбилейная - 15-я церемония. Когда еще можно было увидеть глав двух наших кинематографических академий - "Ники" и "Золотого орла" - братьев Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского, которые с двумя златокрылыми статуэтками (третья сияла в руках Юлии Высоцкой - лучшая женская роль, фильм "Рай"), выходили из зала после церемонии, по-семейному обнявшись, символизируя собой единение многих процессов, которые происходят в отечественном кино?
Читать на сайте RG.RU
Вручение Национальной кинематографической премии "Золотой Орел"

Андрей Кончаловский, получив второго "Орла" за фильм "Рай" как за лучший (он также был награжден за самую сильную режиссуру), так и сказал со сцены: "Отдельная благодарность от меня, как от президента другой кинематографической премии "Ника" - он не случайно сделал на этом акцент.

Триумф Кончаловского: полный список лауреатов "Золотого орла 2017"

В преддверии объявления самых главных призов церемонии на сцену вышли другие два брата - Игорь и Вадим Верники. Они вручали приз в номинации "Лучшая роль второго плана" (среди женщин-актрис ее получила Елена Яковлева - единственная, кто не пел в первой российской караоке-комедии "Самый лучший день", среди мужчин - Сергей Шакуров, сыгравший отца главного героя в фильме "Экипаж"). Братья долго шутили по поводу того, кто же из них самих на первом плане, а кто - на втором, и говорили о том, что в разные времена кто-то из них выходил вперед, кто-то оказывался позади. То же самое можно сказать о двух видных представителях и лидерах нашей кинематографической элиты. В разные времена на первый план выходили Кончаловский и Михалков - и картины, которые они создавали, и академии. Но когда братья стоят рядом, обнявшись и глядя в глаза друг другу - нет лучшего знамения для нашего кинематографа.

Министр культуры Владимир Мединский в своем выступлении также напрямую обратился через кинематографическую аудиторию к зрителям с просьбой поддержать отечественное кино - "проголосовав" за него походом в кинотеатры все семьей. "Голливуд без вашего кинобилета проживет, а вот наш российский кинематограф очень в вас нуждается", - сказал он. И в этом плане премия "Золотой Орел" 2017 года в целом послужила ответом на посыл министра - и отобранными номинантами, и тем, как распределились призы. Хотя элемент неожиданности все же присутствовал.

Главная интрига разворачивалась между "Раем" и "Экипажем" - какой фильм получит приз, как лучший. "Экипаж" - самый кассовый фильм Года Российского кино - был представлен в 10 номинациях и получил пять призов. Номинаций у "Рая" было гораздо меньше - пять. Но главные призы получил именно этот фильм. Тут сошлось все. И то, что эта картина в 2016-м году получила "Серебряного Льва" в Венеции за режиссуру, и то, что она попала в шорт-лист "Оскара", правда, не прошла при этом в окончательную номинацию как "Лучший фильм на иностранном языке". Но нашим киноакадемикам "Оскар" всегда был не указ. Они решали так, как считают нужным, и как более будет понятно в России. В данном же случае признание фильма подтвердилось на всех уровнях - и международном, и внутри страны.

Накануне вручения "Золотого Орла" Андрей Кончаловский получил Европейскую премию толерантности за эту работу. А то, что "Рай" в России признали лучшим именно в день, когда отмечается 72-я годовщина с того времени, как советские войска освободили Аушвиц, - вообще символично для всей мировой общественности. "Сегодня 27 января, День памяти жертв Холокоста. Надеюсь, что наш фильм внёс вклад в то, что это никогда больше не повторится", - сказал со сцены Андрей Сергеевич.

Что ж - следующий проект, к которому пишут сценарий Андрей Кончаловский и Елена Киселева (они же вместе работали над сценарием "Рая" и были также номинированы на "Орла" в категории "лучший сценарий"), будет посвящен Микеланджело. Пожелаем им, чтобы и он обрел такой же отклик - и в России, и в мире. На "Орле" же награду за лучший сценарий получил Юрий Арабов - речь о фильме Николая Досталя "Монах и бес". Несколько ярких выступлений запомнятся после 15-й церемонии вручения "Золотого Орла", и одно из них - именно Арабова, который, после того, как поблагодарил академиков за поддержку нашей "утлой лодочки" в мире самолетов и больших кораблей (он имел в виду фильм "Монах и бес" на фоне "Ледокола" и "Экипажа"), рассказал о реальном состоянии дел в наших региональных кинотеатрах на примере города Кольчугино во Владимирской области, где он сейчас живет: "там никто не слышал о фильме "Монах и бес". Там есть один кинотеатр...и в нем "крутят" совсем другие фильмы". "Мы пустились в реформу, не отработав прокат", - подчеркнул писатель и сценарист, выступая перед теми, от кого зависит будущее российского кино.

Следующий проект, к которому пишут сценарий Андрей Кончаловский и Елена Киселева (они же вместе работали над сценарием "Рая"), будет посвящен Микеланджело

Кульминацией церемонии стало вручение самого почетного приза "За вклад в историю российского кинематографа". Интригу держали до последней минуты - кто именно получит награду. И поколению, которое восхищается британским сериалом "Шерлок", полезно будет узнать в первую очередь, что награду получил российский актер, признанный лучшим Шерлоком Холмсом всех времен и народов - Василий Ливанов. Накануне народный артист России и рыцарь ордена Британской империи получил Орден Почета из рук президента РФ на церемонии вручения государственных наград за достижения в науке, здравоохранении, искусстве и производстве.

"Прошу никого не удивляться, что я при орденах, - сказал хорошо знакомым и таким любимым зрителями голосом Василий Ливанов на "Золотом Орле". - Я уже второй день так. Нужно при каждом удобном случае надевать ордена, пока они, как сказала Фаина Георгиевна Раневская, не превратились в похоронные принадлежности. Я не буду никого благодарить из актёров - режиссёров - родственников. Буду думать, что я это сам заслужил!"

Весьма неожиданным оказался "Орел", полученный в номинации "Лучшая мужская роль" Иваном Янковским за роль Германа в картине Павла Лунгина "Дама Пик". Большинство "киноболельщиков" прочили награду Даниле Козловскому или Петру Федорову. Однако иногда стоит вручать престижные статуэтки, что называется, на пике восхождения карьеры. Тем более что в свое время, в 2004 году, деду Ивана - народному артисту СССР Олегу Янковскому был вручен "Золотой Орел" за работу в картине "Бедный, бедный Павел". Иван в кулуарах сказал, что поставит свою статуэтку дома - рядом с дедушкиной.

Следует подчеркнуть еще одно отличие премии этого года. "Золотой Орел" вручался в трех новых номинациях. За лучшие визуальные эффекты - тут победила команда, обеспечившая их фильму Николая Лебедева "Экипаж", за лучший грим - тут лауреат Елена Фомичева (картина "Дама Пик" Павла Лунгина). А также - впервые оценили короткометражное кино. Среди представленных работ все три были сильны. Но академики отдали предпочтение фильму "Мама" Кирилла Плетнева.

Первыми лауреатами "Золотого орла" стали Погодина и Лавроненко

Поскольку все три номинации ввели в соответствии с новыми тенденциями, проявляющимися в нашем кино, нельзя не отметить, что академики понимают важность совместной работы кино и телевидения. Лучшим мини-сериалом (до 10 серий) стала российская версия британского "Лютера" - сериал "Клим". Константин Лавроненко, сыгравший в нем человека-волка (он же следователь), - получил главный приз за лучшую мужскую роль на телевидении. Среди женщин выделили Ольгу Погодину, исполнившую роль легендарной советской дрессировщицы Маргариты Назаровой, и не побоявшейся неоднократно до, во время и после съемок, войти в клетку с хищниками. А лучшим сериалом был назван "Тихий Дон" Сергея Урсуляка. Генеральный продюсер канала "Россия 1" Антон Златопольский во время вручения награды честно признался, с какой опаской каждый раз они берутся за экранизации - поскольку ответственность невероятно большая. Однако, окончив одну работу, тут же приступают к новой. Златопольский намекнул, что скоро зрителей ждет еще одна большая экранизация, но не сказал, какая именно. Рискнем предположить, что речь об "Анне Карениной" Карена Шахназарова - постеры этого фильма встречали на "Золотом Орле" всех гостей, приходящих в легендарный Первый павильон киностудии "Мосфильм".

Так что в ответ на слова министра культуры российские зрители и рады бы "голосовать" рублем и включением каналов за российское кино, лишь бы кинематографисты выпускали качественный и достойный продукт.

Подробно

Полный список лауреатов

Лучший фильм:

"Рай"

Лучшая режиссерская работа:

Андрей Кончаловский - "Рай"

Приз за вклад в историю мирового кинематографа:

Василий Ливанов

Лучший короткометражный фильм:

"Мама"

Режиссер Кирилл Плетнев

Лучшая женская роль в кино:

Юлия Высоцкая - "Рай"

Лучшая мужская роль в кино:

Иван Янковский - "Дама Пик"

Лучшая мужская роль второго плана:

Сергей Шакуров - "Экипаж"

Лучшая женская роль второго плана:

Елена Яковлева - "Самый лучший день"

Лучшие визуальные эффекты:

Студия CGF - "Экипаж"

Лучшая работа художника по костюмам:

Татьяна Патрахальцева - "Дуэлянт"

Лучшая работа художника-постановщика:

Андрей Понкратов - "Дуэлянт"

Лучшая операторская работа:

Максим Осадчий - "Дуэлянт"

Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам:

Елена Фомичева - "Дама Пик"

Лучший монтаж фильма:

Константин Ларченко - "Экипаж"

Лучший сценарий:

Юрий Арабов - "Монах и бес"

Лучшая работа звукорежиссера:

Алексей Самоделко - "Экипаж"

Лучшая музыка к фильму:

Артем Васильев - "Экипаж"

Лучший анимационный фильм:

"Кот и мышь"

Режиссер Наталья Чернышова

Лучший зарубежный фильм в российском прокате:

"Выживший" / Revenant (Двадцатый Век Фокс СНГ)

Лучший неигровой фильм:

"Кровавые бивни"

Режиссер Сергей Ястржембский

Лучшая мужская роль на телевидении:

Константин Лавроненко - "Клим"

Лучшая женская роль на телевидении:

Ольга Погодина - "Маргарита Назарова"

Лучший телевизионный сериал (более 10 серий):

"Тихий Дон"

Режиссер Сергей Урсуляк

Продюсер Антон Златопольский

Лучший телефильм или минисериал (до 10 серий):

"Клим"

Режиссер Карен Оганесян

Продюсер Александр Цекало

Наше кино