На встрече с иностранными журналистами перед 67-м фестивалем, который пройдет в Берлине с 9 по 19 февраля, Дитер Косслик признался, что главная идея Берлинале, строго тематически отбирающего фильмы против капиталистической дискриминации, гомофобии, сегрегации и за мир во всем мире, - с помощью кино сделать мир немного лучше. Идея, безусловно, благородная. Только вот не все фильмы фестиваля подчинены ей, для многих делается исключение, а выбранные из шести тысяч поданных на рассмотрение лент 400 "самых-самых" достойных картин порой приводят критиков и любителей кино в недоумение.
Так же, как и прямо-таки, кажется, старательное желание обойти российский кинематограф. Лишь четыре фильма, которые могут называться российскими, представлены в программе Native - Indigenous Cinema. Это документальные фильмы "24 снега" Михаила Барынина, "Бог Дьесегей" Сергея Потапова и "Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне" Алексея Вахрушева. Кроме того, в рамках этой спецпрограммы запланирована короткометражная лента "Мальчик и озеро" Прокопия Ноговицына.
Дитер Косслик объяснил "РГ", что Берлинале всегда старается показать, как живут малые народы, "причем не рассказывая о них, а давая слово им самим". Кроме того, директор фестиваля увязал российские фильмы с темами о глобальном потеплении и потерей жизненного пространства эскимосов в Арктике. Быть может, сам Косслик эти фильмы и не смотрел, ведь в них речь идет не только о Чукотском полуострове, но и о тундре северной Якутии, а режиссер Михаил Барынин вообще москвич. Как Дитер Косслик признался "РГ", ему не хватило бы и пятнадцати лет, чтобы лично участвовать в отборе всех поданных на фестиваль картин. Кроме картин о малых народах Россию на Берлинале представляет лишь фильм молодого режиссера Дарьи Власовой "Молоко" (программа "Поколение"). В программе "Панорама" и Panorama Special будут показаны два фильма с участием России "Реквием для миссис Джей" Бояна Вулетича и "Заложники" режиссера Резо Гигинеишвили.
На вопрос, почему и в этом году для российских лент не нашлось места среди 24 фильмов основной программы фестиваля (6 из них пройдут вне конкурса), Косслик постарался не ответить. Вернее, он признал, что в России существует "сильная и большая продюсерская культура", однако отговорился , что и на этот раз в нашей стране не удалось подобрать фильмы, "которые подошли бы тематической программе фестиваля". Какие же такие темы считаются на этот раз главными, поинтересовалась "РГ" у директора Берлинале. Оказалось, темы и в этом году довольно-таки общие. Первое тематическое направление - "семья или семейные узы, которые помогают людям выжить в наше непростое время". Здесь Косслик особо отметил румынскую картину "Ана, моя любовь" режиссера Кэлина Питера Нецера и финскую ленту "Другая сторона надежды" Аки Каурисмяки, идущие в конкурсной программе.
Второе тематическое направление - история колониализма и его последствия в наше время. По словам Косслика, "и теперь есть колониалисты и эксплуататоры, только они зовутся по-другому - инвесторы". Несколько фильмов этой тематики будут показаны в программе Berlinale Special.
Третья - историческая тематика, можно сказать, доминирует в фестивальных фильмах. Дитер Косслик особенно отметил французскую ленту "Молодой Карл Маркс" режиссера Рауля Пека, идущую в программе Berlinale Special. Историческую тематику расширяют "портреты художников", как например, документальный фильм "Бойс" Андреса Вайеля (Германия) и британская картина о швейцарском художнике Альберто Джакометти "Финальный портрет" режиссера Стенли Туччи, идущие в конкурсной программе.
В завершение встречи Дитер Косслик отметил, что никаких изменений в программе или в местах показа фильмов из-за теракта в Берлине 19 декабря не планируется. "Мы будем строже контролировать всех зрителей и участников Берлинале и находимся в тесном контакте с полицией, однако все остается по-прежнему", - уверил директор фестиваля иностранных журналистов.
Кстати, о российском кинематографе в Берлине. Германо-российский форум решил в канун фестиваля показать картину "Рай" Андрея Кончаловского. Задумано это для того, чтобы в том же городе, но на другой площадке продемонстрировать устроителям одного из самых важных кинофестивалей: в России есть большое кино.