Направление в Алеппо батальона российской военной полиции, практически полностью укомплектованного военнослужащими, живущими в Чеченской Республике, было согласовано с официальным Дамаском и отвечает интересам сирийского президента Башара Асада, поскольку существенно упрощает взаимодействие сирийских военных с гражданским населением. По мнению экспертов, российские полицейские в рамках своих полномочий могут участвовать в операциях по выявлению пособников вахабитов на освобожденных армией от боевиков территориях. Направленные в Алеппо российские военнослужащие из Чечни носят красные береты и знак "ВП" - военная полиция. В состав одной из рот входят сунниты из других российских регионов.
Накануне отправки батальона военной полиции в Сирию с его руководством, как сообщили источники в Кремле, встречался президент Владимир Путин. В беседе принимал участие муфтий Чечни - он вместе с военнослужащими также отправился в Сирию.
Сегодня даже на Западе вынуждены признать - налаженная российскими полицейскими подразделениями система контроля в Алеппо гарантирует безопасность, защищает права гражданского населения и позволяет предотвращать теракты.
Восемь лет назад патрулировавшие улицы иракских городов американские военные передали эти функции местным полицейским и национальным силам безопасности. Этот день, который прошел в Ираке под звуки национальных песен и фейерверков, Багдад объявил праздничным. Тогда некоторые российские эксперты утверждали: американцы со своей задачей в стране справились, а "насилие - это затухающий тренд в Ираке". Но этнические чистки между суннитами и шиитами, которые усилиями американской военной полиции прекратились к концу 2007 года, после ухода американских войск с улиц возобновились с новой силой и не прекращаются поныне.
Направление в Сирию российской военной полиции призвано предотвратить подобное развитие событий в Алеппо, не допустить, чтобы террористические группировки использовали возможные межрелигиозные конфликты в пропагандистских целях. Добавлю, что в американской армии действует специальное подразделение, состоящее исключительно из мусульман, - 51-я рота военных переводчиков. Практически все входящие в нее военнослужащие постоянно дислоцированы в Ираке и Афганистане, работают с местными жителями. Франция направляет в "горячие точки" с преимущественно мусульманским населением военнослужащих, исповедующих ислам и входящих в состав Иностранного легиона (в нем наравне с капелланами появились имамы). Австрия создает в армии подразделение из мусульман. На территории части, где они будут служить, оборудовано помещение для совершения намаза, а полевые кухни будут готовить для солдат-мусульман пищу без свинины.
Как написал, комментируя направление в Сирию военнослужащих из Чечни на своей странице в соцсети глава республики Рамзан Кадыров, "в Чечне нет батальонов "Восток" и "Запад", а чеченцы военнослужащие Российской армии служат в ней на равных с другими россиянами". Кроме задач по обеспечению порядка в Алеппо батальон военной полиции Минобороны России обеспечивает прикрытие саперов, разминирующих город, но при этом не принимает участия в боевых действиях. Москва изучила последствия необдуманного ухода американцев из Ирака, что в итоге привело к резкому обострению ситуации в регионе.
Усилив за счет военной полиции группировку в САР, российское руководство рассчитывает избежать всплеска насилия на освобожденных от боевиков территориях и не позволить сорвать и без того непростой диалог Дамаска и оппозиции межрелигиозными распрями.