По расчетам проектировщиков генплана Севастополя, до 2035 года в городе появится четыре миллиона квадратных метров нового жилья. В 2015 году на рынке наступило затишье - ввод жилья в эксплуатацию замедлился в два с половиной раза, новые участки для застройки не выдавались. И если темпы ввода в эксплуатацию удалось нарастить год спустя (созданная при правительстве комиссия в 2016 году выдала документы почти на 200 тысяч квадратных метров жилья против 105 тысяч в 2015 году), то вопрос с участками так и не решился. Стимулом к дальнейшему росту жилищного строительства могут стать земельные аукционы, которые правительство Севастополя обещает провести ближайшей осенью впервые за три года.
В 2017 году бюджет Севастополя планируется пополнить на миллиард рублей за счет продажи 48 земельных участков. Однако пока известно лишь о двух площадках для строительства жилья. Первая находится в районе бухты Голландия, ее площадь 15 гектаров, а ориентировочная рыночная стоимость - 49,7 миллиона рублей (3,3 миллиона за гектар). Вторая, площадью 0,7 гектара, расположена на пересечении Камышового шоссе и улицы Шевченко и оценивается в 2,3 миллиона рублей. К слову, две трети участков, которые продадут с молотка, относятся к землям сельхозназначения. Три самых крупных надела общей площадью более тысячи гектаров уже полностью сформированы и оцениваются в 425 миллионов рублей.
Участки были оценены по максимуму, пояснил врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников, чтобы никто не сомневался в справедливости стоимости. Но посчитают ли ее адекватной застройщики, покажут аукционы. Если заявок не будет, цену снизят.
- Эти участки генпланом Севастополя предполагаются под многоэтажную застройку, и вовлекать их в оборот нужно на честных условиях, - считает врио гебуранатора.
Землей под застройку могут стать и неиспользуемые промышленные территории. Как рассказал Овсянников, в правительстве сейчас рассматривают несколько проектов превращения пустующих промзон в жилые кварталы, вскоре они будут обнародованы.
Однако земля достанется девелоперам не просто так.
- С 1 января 2017 года вступают в силу нормы, которые позволяют заключать инвестиционные соглашения о комплексной застройке. В их рамках мы можем требовать от инвестора возведения объектов социальной инфраструктуры, - рассказал Овсянников. - Два-три проекта сейчас обсуждаются, застройщику предлагают построить детсады в дополнение к объектам, которые мы строим за счет регионального бюджета.
Однако пока понимания в этом вопросе строительные компании и власти не нашли. В декабре правительство предложило местным застройщикам госконтракты на строительство трех детсадов и капремонт еще одного, которые надо было выполнить в короткий срок, до конца 2017 года. Однако фирмы попросили увеличить стоимость на 30 процентов. В итоге лишь две из четырех компаний согласились выполнить работу на условиях правительства, а два других контракта достались подрядчикам с материка.
- Формирование рынка жилья - один из приоритетов правительства на 2017 год, - говорит Дмитрий Овсянников. - Мы будем предоставлять земли на конкурсной основе и начнем заключать контракты комплексной застройки территорий, чтобы девелопер видел перспективу, понимал, чего от города ожидать, какие обязательства на него возложены. Еще одна задача - активизировать кредитный рынок. Сейчас купить квартиру в кредит фактически невозможно, так как домов, соответствующих требованиям закона, в Севастополе всего два. Их количество необходимо увеличить.
Тем временем парламент Севастополя рассматривает законопроект о том, чтобы все предложения комплексной застройки территории рассматривались на публичных слушаниях. Документ готовился и согласовывался больше года и 24 января был принят в первом чтении. По замыслу разработчиков закон не позволит властям принимать важные градостроительные решения без учета мнения горожан, а общественные слушания перестанут восприниматься властями и девелоперами как формальность.
На слушаниях городские власти будут обязаны учитывать генплан Севастополя и изменения к нему, правила землепользования и застройки, нормативы градостроительного проектирования, проекты планировки и межевания территории, а также точечной и комплексной застройки.
- Многие застройщики жаловались на то, что в украинские годы территории Севастополя не предоставлялись для комплексного освоения. В рамках этого законопроекта такие проекты можно будет рассматривать, - сообщил председатель постоянного комитета ЗС по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов.
Участниками слушаний могут стать только те горожане, которые прописаны или работают на территории, где проводят слушания. Ограничение ввели, чтобы на общественные слушания не загоняли людей со стороны, в то время как жители микрорайона зачастую не знают об и проведении.